Музей в лицах: ко Дню заведующего хозяйством

Вы здесь

В музее мы встречаемся с произведениями искусства. Они хранятся в специально созданных для них условиях: влажность, температура и другие параметры должны соответствовать строгим нормам. Грамотно поставленное музейное освещение эффектно подчеркивает все особенности и красоту экспонатов. А продуманный дизайн экспозиции создаёт комфортную атмосферу для просмотра и получения впечатлений.

Удобно, уютно, тепло и красиво. Но это лишь верхушка айсберга. За этим стоит целый отряд профессионалов, которые ежедневно и самоотверженно трудятся, поддерживая жизнь музея. От контроля состояния зданий до подписания документов. Сотрудники скромно, но с гордостью рассказывают о своих буднях по ту сторону красивой картинки, которую мы видим, приходя на выставку. Именно им мы посвящаем эту статью — Отделу обеспечения деятельности ЧГМИИ.

Текст: Дарья Золина
Фото: Илья Бархатов

Валерий Викторович
заведующий Отделом обеспечения деятельности музея

«Я знаю цену своей работы. Мы идем как ледокол, у нас свой путь»

 

 

 

Ильдар Ильгизарович
заведующий сектором по обслуживанию посетителей

«Прежде чем нажать кнопку «запуск», нужна долгая работа. Когда выставка открывается – значит, пошел полёт и работа началась!»

 

 

 

Галина Павловна
заведующая складом

«В планах рабочих будней - продолжать в том же духе!»

Галина Владимировна
заведующая складом

«Ответственность - самое главное, а также дисциплина и доброта»

Сергей Андреевич
подсобный рабочий

«В начале работы ответственность давила. Боишься не так сделать. А сейчас боязни нет. Есть уверенность»

Сапар Зимабаевич
специалист гражданской обороны

«Военное поприще накладывает свой отпечаток в плане дисциплины, распорядка дня и исполнительности»

О своих буднях они рассказывают четко и по пунктам: у каждого есть свой план на день и задачи, которые необходимо срочно решить.

Валерий Викторович
"Театр начинается с вешалки, а у нас музей начинается с входных дверей. Мы обеспечиваем всю жизнь музея, начиная от входа. Создаем условия, чтобы посетитель пришёл, посмотрел. И ушёл, что немаловажно. Мы обеспечиваем здание теплом, светом, водой, людьми.

В музей работать пришёл в 2019 году. На меня сразу же обрушился ряд острых проблем. Я месяца не проработал, как у нас в здании на площади начался капитальный ремонт. А музей занимает первый этаж в 9-этажном доме, что несет за собой определенный ряд проблем.

В здании Картинной галереи, которое является памятником культурного наследия, ремонта не было с советских времён. Всегда приходишь, и сердце кровью обливается. Делать, делать и делать! Стараемся поддерживать в рабочем состоянии здание. Но вложения финансовые нужны колоссальные.

Также работаем над улучшением условий работы сотрудников. Из последнего — оборудовали столовую, установили шкафы для сменной одежды. Когда есть условия для работы, уже работается лучше.

На нас лежит и договорная работа. Все начинается от заявки куратора выставки. А потом уже начинаем искать поставщиков, обсуждаем нюансы, затем составляем документы для бухгалтерии.

После обеда я пойду в Картинную галерею, иду по своему маршруту - подвал, электрощитовая, проверяю визуально все контрольные точки. Я обязан раз в день обойти все залы и убедиться - всё в порядке: ни дымит, ни искрит, ничего не угрожает людям. Бывает, что в течение дня возникают проблемы у других отделов. “Что делать?” - частый вопрос, который нам задают. Но мы не отмахиваемся от проблем, а решаем их.

Вечером сажусь, осмысливаю день: что произошло, кто подходил, все записываю, планирую. Бывают такие дни, что наваливается всё сразу. Но нам нужно проблемы мгновенно решать, срочно, на лету. Ильдар Ильгизарович помогает мне в этом. Не представляю свою работу без него".

Ильдар Ильгизарович

"Моя деятельность в основном состоит из работы со смотрителями и сторожами. У меня в подчинении – женщины и мужчины в возрасте, что предполагает определенные особенности моей работы. Со всеми надо поздороваться, поговорить, уделить внимание, решить насущные вопросы. Каждый со своим жизненным и профессиональным опытом – и к каждому нужен подход. Я всегда стараюсь его найти.

Именно мне жалуются посетители. И им я тоже всегда пытаюсь угодить.

Также участвую в монтаже выставок. Помню напряженную работу на выставке из Третьяковской галереи «Русская жизнь». Это было зимой. В период карантина люди «изголодались» по искусству и приходилось даже сдерживать очередь у входа из-за ограничений. Я работал на выходных, регулировал проход в помощь смотрителям. Было очень много желающих попасть на выставку.

Сапар Зимабаевич

"Моя должность - специалист гражданской обороны. В мои обязанности входит проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС мирного и военного времени. Выполнение мер предосторожности позволит избежать необратимых последствий.
Входит в обязанности и издание приказов, потому что вся деятельность основана на этом. Где-то случилось возгорание в помещении - реагируем мы. Вызвать пожарную команду, подать сигнал тревоги, доложить руководителю, приступить к тушению очага возгорания. Один раз в полугодие необходимо проводить учения по гражданской обороне. За пока ещё непродолжительное время работы в музее, я отработал документы по гражданской обороне, по ЧС, по пожарной безопасности, по обучению. Провел проверку на наличие средств пожаротушения, эвакуационных путей. Проверил проезды и подходы к объектам для пожарной машины. Сегодня я составляю и отрабатываю планы-конспекты в соответствии с 645 приказом МЧС, в котором расписан пожарно-технический минимум инструктажей. Сейчас их отрабатываю для руководителей учебных групп. Затем проведу контрольный опрос среди группы. Затем уже отработка на тренировках".

Галина Павловна

"Здесь я уже 16 лет работаю. Надо - делаем. С советского времени приучили к этому. Дети выросли, внуки при деле, а хочется работать. На пенсию никогда не поздно уйти.
Работа в музее - уже дело приятное. Люди здесь все хорошие. Работая здесь, интересуюсь искусством. Мой кабинет - это своеобразный склад. Фонды у нас принадлежат хранителям, а я обеспечиваю выставки всем остальным: лампочки, канцелярия — то есть всем хозяйственным. По утрам я измеряю температуру сотрудникам, выдаю оборудование техническому персоналу для работы, а сейчас мне нужно отчет в бухгалтерию написать по материалам, сделать заявки. В планах - продолжать в том же духе!"

Сергей Андреевич

"В музее работаю с апреля 2015 года. Совмещаю 3 должности: подсобный рабочий, дворник (территорию в чистоте поддерживаю), и столяр-плотник. Я живу близко, мне понравилось здесь в первый день, я остался. Сегодня утром поставил столы и стулья в Картинной галерее, где проходит мастер-класс. Также закрепил кабель для кондиционера. Работы всегда много! Запомнилась выставка «Айвазовский и флот» из Санкт-Петербурга, на которой были представлены живописные работы, модели кораблей, флаги и судовые приборы — тогда монтировать было особенно интересно. Удается и экскурсоводов послушать, узнать новое".

Галина Владимировна

"Закупка, выдача товара сотрудникам, контакты с продавцами и работниками торговли, сотрудниками. Сложностей нет. Вошла в курс работы и уже давно привыкла. Нравится делать хорошее людям. Выставка открывается — у нас всё приготовлено. Мне от этого радостно. Самый приятный момент!"

 

У каждого своё прошлое. Но их объединяет колоссальный опыт и профессионализм, наработанный годами.

Валерий Викторович

"До этого я работал в управляющей компании в коммунальной службе. В договорном отделе тоже трудился. А начинал с завода. Простым электриком, потом энергетиком цеха. Вся жизнь связана с энергетикой и строительством".

Ильдар Ильгизарович

Закончил Кировское авиационное техническое училище, служил в Германии, в Афганистане, Забайкалье, Москве. Закончив действительную службу в армии, пошёл работать в охрану, был телохранителем, потом переехал в Челябинск и долгое время охранял Картинную галерею. В 2018 году мне предложили возглавить сектор по обслуживанию посетителей музея. Работа очень интересная, с людьми (поэтому и сложная).

Работа у меня всегда была ответственная: обслуживал авиационную технику и летал. Я по опыту знаю: прежде чем нажать кнопку «запуск», нужна долгая работа. Когда выставка открывается – значит, полёт пошёл и работа началась!"

Сапар Зимабаевич

Я 30 лет прослужил в армии. Закончил «Тюменское высшее военное училище». Потом закончил «Военную академию» в Москве. Служил 2 года в Афганистане. 5 лет служил в группе советских войск Германии. И военное поприще накладывает свой отпечаток в плане дисциплины, распорядка дня, исполнительности и лаконичности выражения своих мыслей. Я привык к подобного рода работе. В музее работаю с 2020 года, с апреля».

Сергей Андреевич

"Я до этого особо не интересовался искусством. В школе с классом в музей на площади Революции, 1 ходили. Тогда проходил мимо, а сейчас стал гораздо ближе к искусству. Причем в прямом и переносном смысле. В начале работы ответственность давила. Боишься не так сделать. А сейчас боязни нет. Есть уверенность"

Галина Владимировна

”В прошлом технолог сварочного производства. На пенсии решила прийти работать смотрителем, а потом стала заведующей складом. 11 лет здесь”.

Итак, чтобы гости музея могли в комфортных условиях посетить выставки, трудится целое музейное подразделение — Отдел обеспечения деятельности музея, сотрудники которого делают, на первый взгляд, незаметную, но очень важную работу. Что о своей работе думают они сами?

Сергей Андреевич

"Последнее время в книге отзывов отмечают и наш труд. Это приятно"

Сапар Зимабаевич

"Ответственность не давит. Имею приличный опыт работы. Хотя кто-то бывает не хочет проявлять инициативу, нет желания отвлекаться в свое рабочее время. И бывает трудно убедить человека в том, что это мы делаем для безопасности, для сохранения жизни. Приходится убеждать. Иногда есть сомнения - как провести учения, с какой стороны подойти к человеку. В этом и моя задача".

Валерий Викторович

"Я знаю цену своей работы. Никто не сделает лучше и быстрее меня. «Дом построил за майские праздники» - заявляет какой-нибудь блогер. А я пишу – «не верю». Нужно миллион сделать замеров, посидеть и подумать.
Нас не ругают и уже хорошо. Это уже показатель.
Результат — приятное. Да, есть ошибки. Все ошибаются. Но мы видим результат: он есть"

О проблемах, которые существуют в музее, сотрудники говорят открыто.

Ильдар Ильгизарович

"Основная проблема в музее – это нехватка финансирования.
Не хватает на оборудование. Приходится выходить из положения.
И как-то ведь выходим.

Сапар Зимабаевич

Недостаток — малые площади. Очень тесно.

О коллективе сотрудники говорят лишь хорошее. Только командная работа позволяет разрешать даже самые сложные вопросы.

Валерий Викторович

"Коллектив отдела большой. Уборщики, разнорабочие, слесаря, электрики - музей без нас не может функционировать. И без бухгалтерии. Деньги - это кровь. А мы – это жилы.
В отделе я знаю всегда, кто и что может сделать, помочь, подсказать. Как руководитель я должен знать, что можно с него спросить. Бывает, что-то не идет, времени подумать не хватает. Тогда начинается мозговой штурм всех сотрудников отдела.

Галина Павловна

"Успех и залог хорошей работы хозяйственной части музея, как ни странно, в работе.
Она должна быть слаженной. Надо, чтобы музей зарабатывал деньги, чтобы их тратить на его же благо. Чтобы его обеспечивать. Сотрудники здесь хорошие. Только профессионалы".

Сапар Зимабаевич

"В нашем музее опытные и грамотные руководители, которые знают свою задачу, цели"

Галина Владимировна

"Есть уважение, понимание, помощь. Много людей, которых хотела бы выделить. Смотрители хорошо работают. Взаимопонимание у всех сотрудников. Ответственность - самое главное. Дисциплина и доброта"

Сергей Андреевич

"Работаем в команде на сложных ремонтных работах. Один не справляюсь.
Ильдар Ильгизарович или Валерий Викторович всегда на помощь придут.
У нас хорошие отношения, дружелюбные. Мы с Ильдаром Ильгизаровичем хорошо сработались, когда картины вешаем во время монтажа выставки. Все проходит быстро и четко.
Валерий Викторович даёт поручения, задания, а я выполняю. Он никогда не говорил плохого, все хорошо получается у нас в отделе"

С самой первой и до последней минуты пребывания в музее посетитель сталкивается с результатом работы героев этого материала. Решения многочисленных задач и помощь, непрерывная забота о посетителях и штатных сотрудниках - это всё Отдел обеспечения деятельности нашего музея.