Коллекция народного искусства в собрании музея изобразительных искусств общего типа является одной из базовых коллекций. Приемы обработки материалов, символы и знаки традиционной культуры, отточенные многочисленными поколениями мастеров, позволяют формировать взгляд на развитие изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Предметы декоративно-прикладного искусства – это результат коллективной творческой деятельности, связанной с материальной и духовной культурой. Эти произведения по-своему отражают жизнь народа, его быт, воззрения, традиции, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоративно-прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов. Наиболее распространены художественная керамика, ткачество, кружевоплетение, вышивка, роспись по дереву, резьба по камню и другие виды творчества.
Образы и мотивы изделий традиционных художественных промыслов России отражают мифологические и эстетические представления народа. Птица, Конь, Древо жизни; символы Земли, Солнца, Воды художественно отображены в различных материалах и техниках.
Формирование коллекции народного искусства в Челябинском государственном музее изобразительных искусств началось в 1950-е годы, одним из первых поступлений были образцы возрождающегося в то время промысла дымковской игрушки. В последующие десятилетия организовывались целенаправленные экспедиции сотрудников в центральные районы России по сборам и закупкам предметов, многие произведения получены непосредственно из рук мастеров, их изготовивших.
В настоящее время коллекция музея широко представляет общероссийские и уральские художественные народные промыслы. На выставках, посвященных народному искусству, были показаны авторские работы росписи по дереву мастеров Хохломы и Полхов-Майдана; лаковая миниатюра Палеха, Федоскино, Холуя; разнообразная Гжельская керамика.
Наиболее полно в собрании музея представлена глиняная игрушка -дымковская, каргопольская, филимоновская, жбанниковская, балхарская.
Отдельная большая коллекция Уральских народных промыслов представлена камнерезным направлением, росписями Тагильских подносов, выразительным Каслинским и Кусинским литьем из чугуна, стальной Златоустовской гравюрой.
Светлана Судья,
старший научный сотрудник