Западноевропейская живопись XVI - начала ХХ веков в собрании Челябинского государственного музея изобразительных искусств
Коллекция западноевропейского искусства в Челябинском государственном музее изобразительных искусств невелика по численности, порядка 500 работ живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Основное пополнение коллекции пришлось на 1960-е гг. путем передачи произведений из ГИМ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Русского музея, Новосибирской картинной галереи, усадьбы Кусково и других музеев. Дальнейшее ее комплектование осуществлялось посредством приобретения у частных лиц, коллекционеров и поступлений от МК РСФСР и РОСИЗО.
Начало формирования коллекции западноевропейского искусства было положено в 1940 году – в год основания Челябинской картинной галереи. К сожалению, достоверно выявить точное количество произведений западноевропейской коллекции, которые первыми появились в музее, пока не представляется возможным в связи с тем, что в 1941 году музей был ликвидирован и документы утрачены (вновь музей был открыт в 1951). Известно, что в музей были осуществлены крупные передачи из Государственного русского музея. Среди довоенных поступлений живописи числились «Девушка с гитарой» Виллона, «Именины мамы» Луи Рожеле, «Портрет юноши» и «Портрет старика» неизвестных художников, отнесенных сейчас к последователю Франческо Сальвиати, «Екатерина II» И.Б. Лампи Ст.
Стоит упомянуть, что специфика челябинского собрания заключается в том, что в городе не было местных коллекционеров, крупных заводчиков и предпринимателей, собирающих произведения искусства, в отличие от других городов, как например, Строгановы в Перми, а Демидовы в Нижнем Тагиле и Екатеринбурге, коллекции которых составили основу музейных собраний этих городов. Также на формирование музейных фондов повлияли обстоятельства, связанные с административно-территориальным подчинением города, который был в составе Уральской области с 1923 по 1934 годы, соответственно реквизированные ценности из усадеб направлялись в центр области - Свердловск, минуя Челябинск.
Коллекция содержит живопись XVI – начала XX веков ведущих европейских школ: голландской, фламандской, французской, итальянской, немецкой, австрийской, испанской, швейцарской и английской, включая россику.
Как и во многих музеях, у части произведений не установлено авторство. С той или иной степенью достоверности эти работы отнесены к какой-либо школе и веку. В музее на протяжении всей его истории ведется работа по атрибуции, в ходе которой произведения меняют или обретают имя автора.
Наибольший вклад в изучение и систематизацию коллекции внесли сотрудники музея Н.В. Иванова, Г.С. Трифонова и Г.И. Пантелеева. Изданы каталоги и буклеты к выставкам, опубликованы статьи в научных сборниках. Несколько публикаций Г.С. Трифоновой посвящены подробному анализу произведений итальянской и французской школ живописи: пейзажам Андреа Локателли, «Аполлону и Марсию» Карла Иоганна Лота и «Портрету императрицы Елизаветы Алексеевны» Жана-Лорана Монье. Также о Монье вышла публикация Н.М. Шабалиной. Несомненную ценность для систематизации музейного собрания имеют каталоги Г.С. Трифоновой и Н.А. Махновской, посвященные живописному, графическому и скульптурному портрету в русском и западноевропейском искусстве и западноевропейской живописи и графики XVI – начала XX веков.
В ходе изучения коллекции в последние годы появились новые атрибуции, внесены дополнения и уточнения в сведения о творческих биографиях художников, в данные по иконографии, в историю бытования и датировку произведений.
Коллекция западноевропейской живописи (73 предмета) представлена картинами фламандских, голландских, французских, немецких, австрийских, итальянских, испанских художников XVI - начала XX вв. различными по уровню исполнения и мастерству. Наряду с известными именами – Жан-Батист Удри, Симон Даув, Парис Бордоне, в музее хранятся произведения художников второго и третьего ряда и копии.
Наиболее многочисленны разделы живописи итальянской, немецкой, голландской и французской школ. Швейцарская, испанская и английская школы представлены каждая одним произведением XIX-XX веков: Альбера Дюкоммена, Хосе Гальегоса-и-Арноса и Джорджа Доу. У более чем двух десятков живописных произведений авторство пока не установлено. Самый большой хронологический раздел включает около 30 произведений XIX века.
Наиболее ранним произведением является «Голова женщины» итальянского художника Париса Бордоне, созданная в XVI веке и поступившая из Государственного исторического музея.
XVII век представлен именами значительных художников - фламандских баталистов Питера ван Блумена, Симона Даува, голландского мариниста Ханса Годериса. Христианская тематика разрабатана фламандцем Томасом Виллебортсом, голландцем Яном ван Баденом и копией XVII века с алтарного образа Альбрехта Дюрера «Оплакивание Христа. Эпитафия нюрнбергской семьи Хольцшулер». Из жанровой живописи следует отметить работы голландца Абрахама Хондиуса «Схватка собаки с павлином»; неизвестных фламандских художников, находившихся под влиянием Яна ван Гойена «Пейзаж с фигурами», Квиринга ван Брекеленкама «Старуха, расчесывающая собаку» и «Четыре возраста» школы Яна Коссирса. Прекрасным образцом итальянской живописи XVII века является «Аполлон и Марсий» Карла Иоганна Лота (Карлотто).
XVIII век в музейном собрании отражен большеформатными пейзажами итальянцев Андреа Локателли, Франческо Альботто, «Вакханалией» Джованни Паннини, ведутой «Уголок Венеции» предположительно Франческо Тирони, который изобразил церковь вид на собор Сан Пьетро ди Кастелло со стороны Арсенала. Благодаря уточнению сюжета картина «Диана» неизвестного фламандского художника, теперь отнесена к последователю Паоло Веронезе, работавшему в XVIII веке, с новым названием «Венера и Адонис». Австрийскую школу живописи представляют несомненный шедевр Иоганна-Баптиста Лампи Старшего «Портрет Екатерины II» и «Пейзаж со стадом» Йозефа Рооса Старшего, поступивший в собрание музея как работа Филиппа Рооса.
Определение круга, школы или автора произведения считается важнейшей задачей историка искусства. Одним из таких примеров является «Батальная сцена» голландца Яна ван Хухтенбурга, когда-то принадлежавшая графам Чернышовым-Безобразовым владельцам имения в Яропольце и поступившая в челябинский музей как картина неизвестного фламандского художника XVII века. Удалось установить подлинное имя автора методом сравнения с аналогами в музеях Нидерландов и Государственного Эрмитажа. Атрибуция впоследствии была подтверждена технико-технологическими исследованиями с помощью сличения подписи и рентгеновских снимков с эталонными подписными работами художника. Произведения Хухтенбурга редки в российских коллекциях, поэтому выявление в собственном собрании произведения этого автора значительное событие для музея.
Архитектурная фантазия Гюбера Робера «Пейзаж с прачками» является предметом многолетнего изучения. Любимый прием художника - изображение монументальной каменной арки, восходящей к идее «ponte magnifico» («великолепного моста») Джованни Пиранези, через которую открывается вид на пейзаж, увенчанный архитектурой. В нашем случае изображен руанский замок «Le petit chateau» («Маленький замок»), не сохранившийся до наших дней. Кроме того, лестницы, украшенные львами, заставляют вспомнить о лестнице, ведущей на Капитолийский холм, что является одним из излюбленных мотивов в творчестве самого Робера. Известно, что в токийском музее Фудзи хранится аналогичная картина Гюбера Робера с названием «Вид моста сфинксов» (1767) а в Государственном Эрмитаже - гравюра с тем же названием и аналогичным сюжетом, выполненная Пьетро Антонио Мартини с японской картины в 1785 году.
Настоящей жемчужиной в собрании считается полотно «Собаки перед убитым зайцем» Жана-Батиста Удри 1748-1750 годов. Совместно с французским коллегой Гийомом Нику удалось проследить всю историю картины от ее создания по заказу маркизы де Помпадур для загородной резиденции Бельвю в составе серии из четырех дессю-де-портов и до ее покупки Екатериной II в свою коллекцию. Картина впоследствии утратила имя создателя и поступила из ГМИИ в Челябинскую картинную галерею как произведение немецкого художника XVIII в. На данный момент единственная выявленная картина из этой серии находится в собрании ЧГМИИ.
«Вольер» немецкого живописца Франца Вернера Тамма, который поступил как картина неизвестного художника продолжает ряд новых атрибуций.
XIX век, самый многочисленный раздел живописи, отражен в музейном собрании преимущественно жанровыми картинами французских живописцев Шарля-Луи Кратке, Жозе Фраппа, Луи Рожеле, немецких жанристов Карла Фридриха Морица Мюллера, Франца Шульце и пейзажами французской, немецкой, итальянской и австрийской школ – Эдуарда Остена, Альберта Эйхгорна, Эдуарда Шлейха, Антона Хофмана, Антона Пикерта, Фердинанда Августа Глиенке, Ипполито Каффи и Томаса Эндера. Бесспорным шедевром начала XIX века является «Портрет Елизаветы Алексеевны», выполненный по заказу графа А.С. Строганова для своего дворца в Санкт-Петербурге французским живописцем Жаном-Лораном Монье. Традиции золотого века голландской живописи, который пришелся на XVII век с успехом были продолжены в XIX веке анималистом Ваутером Ферсхюром, представленным в коллекции музея картиной «Лошади на водопое».
Отдельно хочется выделить «Портрет мужчины» неизвестного автора, который имеет богатый провенанс. Происходивший и числившийся ценным экспонатом в коллекции Ф.В. Чижова портрет считался автопортретом одного из выдающихся русских живописцев XVIII века Антона Лосенко. В таком качестве он был воспроизведен в дореволюционных публикациях у Врангеля и Эрнста. Позднее, в Румянцевском музее эта атрибуция была отклонена, картина поступила в ГМИИ как портрет неизвестного нидерландского художника XVI века. Уже находясь в ЧОКГ, в 1982 портрет был подвергнут технико-технологическому анализу в лаборатории ГРМ, в ходе которого было отвергнуто авторство Лосенко, принадлежность к XVI веку и выдвинуто предположение о том, что это копия XIX века с работы XVI века. В настоящее время портрет числится как работа неизвестного художника XIX в., который находился под влиянием выдающегося нидерландского портретиста XVI века Антониса Мора.
Живопись XIX века утрачивает характерные признаки принадлежности к определенной национальной школе, взаимопроникновение, взаимовлияние в искусстве, мода на историзм (Кратке, Ферсхюр, «Портрет мужчины» неизвестного автора) ярко прослеживается и в коллекции челябинского музея.
Наталья Махновская,
старший научный сотрудник