Фарфор

Вы здесь

Фарфор, изобретённый в Китае в  IX веке, стал известен в Европе, благодаря венецианскому купцу и путешественнику Марко Поло, который привёз из Китая несколько фарфоровых предметов, поразивших его соотечественников. С тех пор этот чудесный, «белый, как бумага, гладкий, как зеркало и звонкий, как нефрит»  материал завладел умами европейцев и исправно пополнял сокровищницы европейских правителей, несмотря на то, что был очень дорогостоящим импортом.
Помимо эстетической привлекательности, фарфору приписывали и чудодейственные свойства: выявлять в пище яд и спасать от пожара. Кроме этих чудодейственных свойств фарфор символизировал в то время «вечный материал: он не окислялся, как металл, не темнел и не ржавел, его легко было мыть. Он не трескался, когда в него наливали кипяток, и  не раскалялся от этого, как металл.
Качества фарфора, его чудодейственные свойства побуждали европейцев, во что бы то ни стало открыть «китайский секрет». Такие попытки предпринимались в разных странах на протяжении XV – XVII веков, но все они были тщетны. В начале XVII века увлечение фарфором достигло апогея и было названо «фарфоровой лихорадкой.
Разгадке «китайского секрета» Европа обязана двум очень ярким и разным личностям – Эренфриду Вальтеру Чирнгаузену (1651 - 1708, идеологу проекта - немецкому учёному – экспериментатору, первому немецкому члену Французской Академии наук, который отверг гипотезу о стекловидном составе «восточного чуда» и предположил, что это керамическая масса, и  Иоганну Фридриху Бёттгеру (1682 – 1719) молодому аптекарю и алхимику.   Оба были на службе курфюста Саксонии Августа Сильного. Через четыре года совместной работы им удалось получить очень твёрдую коричневую каменную массу, так называемый «яшмовый фарфор».
В 1710 году в Мейсене была открыта первая европейская фарфоровая мануфактура, а в 1715 году,  спустя семь лет после смерти Чирнгаузена, Иоганн Бёттгер самостоятельно разработал рецептуру фарфоровой массы на основе каолина и полевого шпата и получил твёрдый фарфор, ничем не уступающий китайскому.
Но, если Китай хранил свой секрет сотни лет, то Мейсен не продержался и десяти лет.  С Мейсенского производства сбежал мастер Самуэль Стёлцель, выкрав секрет изготовления фарфоровой массы, и продал его в Вену. В 1719 году  в Вене открылась вторая в Европе мануфактура по производству фарфора. За ней последовали Санкт – Петербургская (1744), Берлинская (1752). Фарфоровое производство распространялось по всей Европе. Но именно Мейсенская мануфактура, ставшая крупнейшим керамическим центром, на долгие годы определила пути развития фарфорового производства в Европе.
Устройство собственного фарфорового производства, этого атрибута блеска и величия, было мечтой всех европейских монархов. В России организацию фарфоровой мануфактуры стимулировали причины объективного и субъективного свойства. Они были вызваны ориентацией страны на европейский путь развития, начатый Пётром I и личным пристрастием к мейсенскому фарфору, его дочери Елизаветы Петровны, взошедшей на престол в 1741 году. В 1744 году ради «высокого удовольствия самодержицы Елизаветы Петровны» был основан первый в России и третий в Европе фарфоровый завод, названный «Невская порцелиновая мануфактура».  Получение фарфора из российского сырья было одним из главных условий, которое ставилось перед учреждённой мануфактурой. Решить эту задачу удалось Дмитрию Ивановичу Виноградову, блестяще образованному  бергмейстеру, лучшему выпускнику Фрейбургской горной академии, которым самостоятельно, путём научной работы и колоссального напряжения сил, на основе гжельских глин и алебастра в 1747 году была получена  масса твёрдого фарфора. Виноградову принадлежит и первая монография по технологии изготовления фарфора, написанная им в 1752 году. Именно Д. И. Виноградова можно назвать первым теоретиком фарфорового производства в Европе.
Невская порцелиновая мануфактура, в отличие от западноевропейских, коммерческих целей не преследовала, обслуживая только потребности двора и придворной знати. Но, помимо службы «удовольствию Её Императорского Величества»Ю перед ней ставилась и более важная государственная задача «служить к славе российской». Большие изменения на  мануфактуре произошли с приходом к власти императрицы Екатерины II, правление которой называют «золотым веком» русского фарфора. Производство получило новое название -«Императорский фарфоровый завод» и выпускало продукцию, конкурирующую с крупнейшими западноевропейскими мануфактурами, в том числе и Мейсенской.
XVIII век, можно без преувеличения назвать веком фарфора. С момента открытия первых европейских мануфактур, сложно найти какую -  либо область европейской культуры, не затронутую модой на фарфор. Именно тогда было создано всё безграничное разнообразие предметов, все жанры и типы фарфоровых изделий, получивших развитие в последующие века.
Но, если в XVIII веке фарфор считался символом роскоши и был доступен только богатым слоям общества, то наступивший   XIX век, стал переломным в развитии фарфоровой промышленности. Это  произошло, благодаря огромному количеству частных фарфоровых предприятий, как в России, так и в Западной Европе, механизации производства, новых  мало затратных приёмов механического декорирования фарфоровых изделий. Благодаря чему,  к середине XIX века фарфор становится доступен всем слоям населения.

Галина Медведева,
старший научный сотрудник

03.06.2020

Коллекция русского фарфора и фаянса  XVIII начала XX века формируется в Челябинском государственном музее изобразительных искусств с 1960 года. 

21.05.2020

В челябинской коллекции фарфора представлены изделия знаменитых мануфактур Европы: Мейсена, Севра, Берлинской и Копенгагенской королевских мануфактур, а также частных предприятий Германии, Франции, Англии и др.