Старший научный сотрудник музея Наталья Махновская представила доклад на конференции «Геральдика: исследования и практика» в Эрмитаже

Вы здесь

27.02.2025

С 19 по 21 февраля 2025 года в Государственном Эрмитаже состоялась ежегодная научная конференция «Геральдика: исследования и практика», организованная совместно с Геральдическим советом при Президенте РФ. В рамках конференции исследователи со всей России и зарубежья обсудили вопросы российской и западноевропейской геральдики, символику нумизматики, сфрагистики, ведомственных и муниципальных гербов, а также аспекты мундироведения и фалеристики.

На конференции с докладом «Гербы в произведениях западноевропейской живописи из собрания Челябинского государственного музея изобразительных искусств» выступила старший научный сотрудник музея Наталья Махновская. Соавтором доклада «Гербы в произведениях западноевропейской живописи из собрания Челябинского государственного музея изобразительных искусств» стал независимый исследователь, эксперт по геральдической атрибуции, Марк Михайлович Пашков.

В исследовании было рассмотренно три произведения европейских художников XIX – начала XX века:
- Кратке Шарль-Луи (1848-1921) – «Любители петушиного боя» (1871)
- Фраппа Жозе (1854-1904) – «Возвращение миссионера» (до 1889)
- Гальегос-и-Арноса Хосе (1857-1917) – «У жаровни» (конец XIX – начало XX века)

Анализируя полотна, Наталья Махновская обратила внимание на геральдическую символику, использованную художниками. Например, в картине Жозе Фраппа «Возвращение миссионера» в интерьере католического монастыря изображены гербы, а в работе Шарля-Луи Кратке «Любители петушиного боя» гербы появляются на витражах, украшая сцену, выполненную в ретроспективной манере. Интересный пример – картина Хосе Гальегоса «У жаровни», где на витражном окне размещен герб с кардинальской шляпой, что придает произведению дополнительную историческую глубину.

Исследовательская работа позволила более детально рассмотреть роль геральдики в живописи и её значение для создания художественной выразительности и исторического антуража.
Доклад Натальи Махновской вызвал интерес среди участников конференции и стал важным вкладом в изучение геральдических элементов в западноевропейском искусстве.