«ГЛИНЯНЫЕ СКАЗКИ» Народная и авторская игрушка из собрания Челябинского государственного музея изобразительных искусст

Вы здесь

История русской керамики уходит корнями в глубину веков, ко времени формирования славянских племен. Глина была распространенным материалом, богатые пластические и художественные возможности которого издавна привлекали к нему человека. А с открытием обжига глиняные изделия, прежде всего посуда и утварь, стали самыми необходимыми и практичными в быту. Со временем возникли и лепные фигурки животных, людей. В них наиболее ярко отразились национальные особенности и верования.

Русская глиняная игрушка – один из ярких, интереснейших видов народного творчества. Это не только предмет для забавы - фигурки зверей, птиц являлись своеобразным оберегом дома. В самобытном искусстве сохраняются и передаются из поколения в поколение представления о природе и человеке.

Мир народной игрушки удивительно многообразен. Здесь живут рядом сказка и реальность, современность и традиция. В нем по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения, ремесла и художественное творчество, техники и искусства.

Из красной глины мастерицы Дымковской слободы близ Вятки создают самые разнообразные сюжеты, образы: от одиночных фигурок до сложных композиций. Независимо от тематики дымковская игрушка всегда остается сказочной, реальность в ней переплетается с творческим вымыслом.

Богат древними традициями и Русский Север – раскинулся на берегу реки Онеги город Каргополь, давший название местной глиняной расписной игрушке. Каргопольские сюжеты – зримая иллюстрация народных представлений о ярких весенних ярмарках и шумных перезвонах игрушек-свистулек.

По сегодняшний день живет и развивается прославленный промысел в деревне Филимоново Тульской области. Из рук мастериц выходят причудливые пластичные фигурки животных – кони, медведи, лисички. Рождаются новые композиции, сметливо подмеченные в жизни, – в легком движении сплетаются танцующие пары. Своеобразна, оригинальна филимоновская игрушка, неповторима по своим формам и краскам.

На основе традиционных художественных промыслов, через освоение национальных особенностей создания игрушки народные умельцы создавали авторские работы, открывая путь к самовыражению в русле преемственности. Такие уральские мастера, как И. Н. Зелинская, В. П. Кочнев, Ю. Я. Козлов, через постижение традиций стремились к выработке своего характерного почерка.

В Челябинском государственном музее изобразительных искусств с 1960-х годов формируется коллекция народного искусства. С целью представить ведущие русские художественные промыслы в 1980-е годы были осуществлены экспедиции в основные центры народного искусства - Филимоново, Каргополь, Жбанниково. При знакомстве с природными условиями края, бытом, укладом жизни мастеров все глубже познавалось народное творчество, его тайна. Для данной выставки из более 700 предметов, хранящихся в фондах, были отобраны более 60 произведений, которые собирались в экспедициях сотрудниками музея.

Экспозиция представляет красочную картину традиционной русской народной культуры, а также раскрывает неповторимые художественные особенности национальных промыслов, которые и по сей день сохраняют свою уникальность и самобытность.