Работы, вдохновленные Крымом, из собрания Челябинского музея изобразительных искусств
Что такое Крым? Удивительная природа, теплое море и горы? Сосредоточение уникальных памятников культуры и искусства? Место отдыха, вдохновения и творчества?
Крымский полуостров воспет знаменитыми писателями, поэтами, художниками и музыкантами. Каждый находил здесь свое – его сравнивали с щедрой Италией, с фантастическим ландшафтом древних стран, а кто-то сетовал на суету и излишнее скопление людей. Крым художественный, живописный стал особой темой в изобразительном искусстве. Виртуальная выставка «Цветы да небо синее», чье название взято из стихотворения В. Маяковского, объединяет живописные и графические произведения из собрания Челябинского музея изобразительных искусств, созданные в конце XIX – второй половине XX веков.
Самые ранние произведения, вошедшие в состав выставки, - камерные морские пейзажи Р. Г. Судковского («Морской берег (Ялта)», «Черноморский пейзаж»), согретые теплым южным солнцем, отраженным в колорите.
Серебряный век, превращающий любой сюжет и мотив в сказку и мечту, представлен творчеством З. Е. Серебряковой («Дерево в Крыму») и К. Ф. Богаевского. Художница превращает простое дерево в живое существо с развивающимися ветвями-щупальцами, напоминающее Лаокоона. Константин Богаевский превратил крымские пейзажи в виды древней загадочной цивилизации с такой величественной и первозданной стихией природы («Горный пейзаж», «Пейзаж с деревьями»).
Отголоски смелого и динамичного авангарда слышны в крымских произведениях И. И. Машкова («В пионерском лагере»), А. В. Куприна («Уголок Бахчисарая»), Ф. С. Богородского («Севастопольские домики»), М. Г. Шегаля («Судак. Гора Сокол.», «После грозы»). Цветочными нотами и свежим воздухом веет от небольшого вдохновенно-этюдного пейзажа «Виноградники в Феодосии» Н. М. Чернышева. «Крымский пейзаж» М. М. Аксельрода отличает оригинальность цветовой гаммы, плотное нанесение краски и настроение тихой грусти.
Особняком стоят протокольно точные и репортажные, но не лишенные лирического звучания, графические листы военного художника П. И. Баранова из серии «Героический Севастополь».
Челябинские художники также внесли свою лепту в интерпретацию одной из «прекраснейших местностей в мире». Я. З. Корсунский, замечательный художник Театра оперы и балета, воплощает богатейшую палитру световых и цветовых решений в изображениях уютных двориков, узких старинных улочек и цветущих садов («Дворик в Крыму», «Уголок Бахчисарая», «Крымский полдень»). Его коллега по театральному цеху, Л. М. Рошко, превращает Гурзуф в футуристический красно-синий город («Красная веранда. Гурзуф»).
Смелый рисунок, оригинальность ракурсов, графическое разнообразие и свободная живописная манера отличают произведения В. В. Бубнова («Гурзуф», «Ночной Гурзуф», «Ялта»).