Интервью с Екатериной Пензиной

Вы здесь

09.03.2022

В Международный женский день знакомим вас с героиней будущей выставки - художницей Екатериной Пензиной. Как и почему она выбрала для творчества сложные, трудоёмкие в создании мозаику и художественную керамику, откуда черпает темы и многое другое в новом интервью (под редакцией Людмилы Евтушенко).

Выставка "Цветные путешествия с Катей Пензиной" начнет работу 18-го марта в зале имени архитектора Е. В. Александрова на пл. Революции, 1.

С чего начинался мой творческий путь?

Когда то давно я училась на отделении живописи Челябинского художественного училища, поэтому живописное начало – первичное ощущение цвета и его глубокие колористические пассажи, ассоциативность цветового ряда – то изначальное, что пригодилось мне в пути и помогает сейчас.

Высшее художественное образование я получала далеко от дома, в городе Красноярске на отделении керамики. Собственно говоря, керамика – первый материал декоративно-прикладного искусства, который я освоила. Именно с керамики началось моё самовыражение как творческой личности, как художника.

Преподавали в институте мастера-прикладники из Белоруссии, утверждая образное понимание материала. В то время как московская и питерская школы художественной керамики славились литературностью, белорусы были чуть ближе к Европе с её свободой от изобразительности. Очень интересно получилось, что красноярские студенты осваивали прозападную (формалистическую, тогда говорили) школу. На земле Сибири белорусские мастера прикоснулись к мощному наследию местного этно-арта с выразительными легендами, символами, орнаментами, и сумели внушить уважение к древней культуре своим ученикам. А мы – ученики – всё это благодарно впитывали, трудились над освоением технологии, развивались и мечтали открыть что-то новое. Свой путь, свой язык, свою тему. У нас была замечательная среда для становления будущих художников. Я очень люблю свой институт и горжусь им. Для меня это действительно Альма-матер.

«Кроме жеста-идеи в произведении искусства должна быть глубина – правда жизни», изображение №2

Художник-экспериментатор

Поиск разных путей самовыражения через различные художественные материалы – то, что меня отличает. Так называемая верность материалу – не моё качество. С этим пришлось смириться, прежде всего, мне самой. Принять себя и свои эксперименты. Новый художественный материал кроме неизбежных трудностей в освоении даёт и новые возможности для поиска. Его технологическая «неизведанность» выводит экспериментатора из зоны комфорта (стереотипа, традиции) в зону риска (непредсказуемости, неопределённости). Да, риск получить «не тот результат» в эксперименте присутствует. Но именно с таким риском всегда сопряжено подлинное творчество.

После периода керамики у меня был период стекла, немного занималась фьюзингом (разновидность витража, сплавление кусочков разноцветного стекла). Иногда я соединяла керамику и стекло в композициях. Потом снова ушла в живопись – создавала настенные панно. Но в живописи мне не хватало фактурности керамики, и я искала «недостающую» живописи материальность декоративного искусства. Так вышла на мозаику. Когда первый раз увидела мозаичные стеклышки-камушки, то поняла, что обязательно должна попробовать и это. Мозаичная техника складывания крупных панно из маленьких кусочков цвета мне напомнила живопись пуантилистов. Но я не остановилась на «простой» мозаике. Я стала сочетать мозаику и живопись, мозаику и синтетические фактуры. В плане личного творчества интересует, прежде всего, совмещение материалов.

В последнее время меня увлекают большие пространства. Например, организация экспозиционных выставочных пространств увлекает. Хочется мыслить масштабными проектами – масштабными и в плане пространственной протяжённости, и в плане временной длительности. Различные художественные идеи можно реализовывать не только за счет личного творчества, но и объединяясь в проекте с другими художниками. У меня есть опыт сотрудничества с искусствоведом Людмилой Евтушенко в организации выставочного проекта «Там, где мы…». Его идея пришла ко мне после очередного путешествия. Я видела как за рубежом, в Испании, например, люди с любовью и трепетом относятся к тем местам, в которых живут. Мне представляется, что Челябинску и Южному Уралу катастрофически не хватает такой любви. Отсюда – многие наши беды, в том числе, в сфере экологии. Путешествия побудили взглянуть на родной город другими глазами. Когда подлетаешь к Челябинску, видишь красоту невообразимую! Озера, леса, горы. Думаешь, какое богатство! Так родилась идея выставки с посылом любви к краю, где живем. Теперь планируем новый выставочный проект с тем же названием и новыми смыслами. Тема будущей выставки: путешествия.

- Как такие техники, как керамика и мозаика, актуализировать в современном мире?

Вопрос интересный. Мне самой хотелось бы узнать, можно ли сделать эти материалы более актуальными в сегодняшней визуальной среде, более современными по подаче. Для меня, как для обитателя этой среды, важны тактильные ощущения. Думаю, именно в наше время человеку нужна и важна эта реальная тактильность как альтернатива виртуальности, куда всё больше уходит изобразительное искусство. Отношу себя к людям того поколения, которое ещё наслаждается хрустом бумаги, первым касанием кисти о шёлк… Взаимодействие с материалом – это такой кайф для художника! В этом много настоящей жизни, много чувственности. Однако искусство сейчас становится рациональным по форме и интеллектуальным по содержанию. Эмоционально сдержанным и играющим со смыслами. Мне не близки игры ума. Кроме жеста-идеи в произведении искусства (если это не просто пятно, акцент в интерьере, а то, с чем художник выходит к зрителю) должна быть глубина – правда жизни, если хотите.

«Кроме жеста-идеи в произведении искусства должна быть глубина – правда жизни», изображение №3

- Выставка в музее тоже посвящена путешествиям. Расскажите о том, как на вас повлиял опыт заграничных поездок.

Для своих путешествий я выбирала те страны, где смогла бы посмотреть мозаики. Вот Испания, там работал Гауди. Заходишь в общественный интерьер – видишь отличного качества керамику, плитки. На улице вывески магазинов мозаичные встречаются. В Тунисе самый большой в мире музей мозаики Бордо. На Кипре выбрала отель рядом с памятником всемирного наследия ЮНЕСКО, где сохранились римские мозаичные полы. Люблю путешествовать так, чтобы можно было посмотреть произведения искусства, соприкоснуться с культурой страны. Это путешествия-исследования для художника. Но подобные путешествия не обязательно должны быть физическими. Мы много путешествуем посредством прочтения книг, с помощью произведений искусства виртуальной реальности, ведь так? Путешествия могут быть метафизическими. В любом случае, путешествия расширяют границы, меняют взгляд на вещи, нередко – на привычные вещи. Когда я была в Индии, то видела много экзотичного, яркого. Вернувшись в Челябинск, почувствовала благородство сдержанности как качества жизни и качества цвета. Увидела, как красивы серые березки на белом снегу. Ощутила вдруг некую «жемчужность» как потаённый внутренний свет серого провинциального российского города – такое понимание сути вещей мне дала яркая Индия. Возникли произведения-панно «Серебряная зима»,

«Серый город». Серый цвет сложный, он многое в себе содержит и может быть очень красивым. После путешествия многое воспринимается по-другому, не так как раньше.

— В вашем творчестве присутствует тема Аркаима. Вы там были и работали. Расскажите об этом.

Да, на выставке целый тематический блок посвящен Аркаиму. Все началось для меня с приглашения в качестве художника-керамиста к созданию образцов сувенирной продукции для музея-заповедника «Аркаим» в конце девяностых годов прошлого века. Что вновь погрузило меня в технологии керамики. Сейчас тема огня и древних ремесел очень популярна в художественной культуре, а тогда подобных трендов ещё не было. Я сама с помощниками искала и копала речную глину, обжигала ее в горновых (первобытных земляных) печах, реконструированных археологами. Потом стала регулярно ездить в Аркаим в качестве сотрудника на летний сезон вплоть до 2007 года. Для меня Аркаим – это уникальный природный ландшафт с чистейшим воздухом и водой (поскольку удален от так называемой цивилизации – от крупных населённых пунктов) с плавными холмами, степным ветром и разнотравьем, жарким полуденным солнцем и ночным небом с яркими звёздами на млечном пути. Эти впечатления нашли отражение в произведениях «Холмы», «Дождь», «Солнце Аркаима», «Лето в степи», «Белый ветер», «NN (наблюдая небо)», «Портрет в облаках».

-Вы занимали должность главного художника в Администрации Челябинска. Как проходила работа, что удалось реализовать?

Продолжением идеи что-то сделать для города, проявить любовь к нему, стала деятельность на посту главного художника города в 2021 году. Но я сразу поняла, что художник и чиновничество как две разные вселенные. Это было ещё одно путешествие-исследование. Я там научилась многому такому, чему не научилась бы больше нигде. И это дало мне новые (прежде всего, человеческие) навыки, избавило от многих страхов.

Я подбирала оттенки для фасадов городских многоквартирных домов, но подобная (нужная городу и приятная для меня) деятельность занимала лишь малый процент моего рабочего времени. А чаще всего приходилось «дирижировать» процессом перевода жилого фонда в нежилой. Местные чиновники почему-то решили, что это и есть основная функция главного художника города. Пришлось уйти, потому что такая работа не соответствует моей внутренней природе.

- Как художнику заработать? Расскажите об опыте работы на заказ и о процессе продажи своих произведений.

Заказ – не творческая работа. Воплощение в жизнь видения дизайнера либо заказчика. Ты подходишь только как мастер, ремесленник, исполнитель. Но мне нравится работать на стенах над декоративными панно, я уверенно себя ощущаю в крупной форме. Мне нравится размах.

А вот продавать творческие работы сложно, особенно в Челябинске. Нужно, чтобы люди ценили и понимали искусство, чтобы развивался арт-рынок. Хотя сегодня благодаря Интернету художники знакомят пользователей сети со своим творчеством не только в родном городе, но и пытаются показать себя миру.

«Кроме жеста-идеи в произведении искусства должна быть глубина – правда жизни», изображение №4

О выставке

В залах художественного музея профессионально поставлено освещение – то, что меня всегда привлекало в выставочных пространствах. Потому что показываю много объектов со стеклом, мозаикой, другими различными фактурами. Мне важно посмотреть, как произведения будут выглядеть в музейной среде. Эта выставка тоже своего рода исследование: как воспримет меня зритель? Буду счастлива, если мои работы вдохновят и порадуют зрителей.

Я участвовала на многих выставках, их было более сорока, но такая масштабная экспозиция будет впервые. Выставка «Цветные путешествия» – это отражение моих реальных и ментальных путешествий, это путь к себе. Давно возникло желание показать своё творчество широко, в ретроспективе и с прицелом на будущее развитие. Сейчас всё осуществилось. Надеюсь, будет интересно.

(под ред. Л. Евтушенко)

Беседовала Екатерина Коляченко
Фото: Илья Бархатов