Интервью с новым хранителем музейных фондов Виктором Чичилановым

Вы здесь

Виктор Николаевич работает в музее изобразительных искусств 13 лет. Также он преподает на кафедре Декоративно-прикладного искусства в Челябинском государственном институте культуры. 

Начало 

Виктор Николаевич Чичиланов работает в музее изобразительных искусств 13 лет. Также он преподает на кафедре Декоративно-прикладного искусства в Челябинском государственном институте культуры. 

В музее он не только занимался реставрацией произведений, но и принимал активное участие в выставочной деятельности. Благодаря его участию реализовали многие выставочные проекты (один из последних - выставка «Спасти и сохранить» в рамках музейного проекта «Музей открывает запасники»). Не обходит вниманием Виктор Николаевич и научные конференции. 

Месяц назад Виктор Николаевич получил официальную квалификацию художника-реставратора масляной живописи. Он уже ранее был аттестован как специалист по темперной живописи, но, так как в музее превалирует именно масло, реставратор решил повысить свою квалификацию именно в этом направлении. 

 

Процесс получения аттестации реставратором очень трудоемкий. Нужно пройти многочисленные стажировки, консультации и мастер-классы у ведущих мастеров, предоставить комиссии шесть отреставрированных произведений, подготовить обширный пакет документов. Да ещё и на каждое произведение готовится реставрационный паспорт (там указывают, как шел ход реставрации), делаются фотографии произведения до, после и во время реставрации. Только подготовка к аттестации заняла полтора года. 

Интересно, что руководитель стажировки по масляной живописи Виктора Николаевича, Мария Степановна Чуракова, - дочь Степана Сергеевича Чуракова, у которого учился в свое время первый реставратор нашего музея Порфирий Григорьевич Панов. Удивительная преемственность через время. 

Связь реставрации и хранения. 

И «пророческие» слова. 

Ни для кого не секрет, что хранение и реставрация крепко связаны, и эта связь обеспечивает комплексный подход к хранению предметов. В музее до недавнего времени существовал объединяющий эти важнейшие сферы музейной деятельности Отдел учета, хранения и реставрации. Руководил этим отделом главный хранитель, реставраторы подчинялись ему. Только недавно, с 1 июня, в штатном расписании появился Отдел консервации и реставрации музейных фондов, возглавляемый Виктором Николаевичем. И вот новое назначение – главный хранитель. 

«В последнее время у моего предшественника, бывшего главного хранителя Сергея Шабалина, который отдал нашему музею более 40 лет, часто появлялись мысли об уходе на заслуженный отдых, что нужно передавать дела, но преемника нет. Но однажды на дне рождения Сергея Михайловича я в шутку сказал: «Я никогда главным хранителем не буду. Вы уж извините меня, не могу», пожелал ему крепкого здоровья и найти достойного преемника. Постепенно это забылось. Все свои силы я отдавал реставрации. А сейчас вспомнил этот момент, и он оказался знаковым в моей жизни». Ну, а когда пришло время и Сергей Михайлович уже точно решил уйти, перед руководством встал вопрос о назначении. Мне предложили – я, подумав, согласился, вспомнив когда-то сказанные самим же собой слова». 

Сейчас Виктор Николаевич совмещает должности главного хранителя и главы отдела консервации и реставрации музейных фондов. Признается: сочетать две, да ещё и настолько важные руководящие должности, сложно, но при большой любви к делу и с нестандартным подходом – вполне возможно. 

«Осваиваем новые для нас моменты в работе. Например, в фондохранилище находится большая коллекция живописи советского периода, и значительная часть её – на непрофессиональных подрамниках. Раньше мы не занимались подрамниками, но если натянуть отреставрированное живописное полотно на подрамник, не отвечающий всем требованиям, то труд реставратора быстро окажется напрасным. И мы начали эту работу, модернизировали подрамники уже у многих картин. Этот подход более широкий и направлен на будущее. Хранители и реставраторы объединяются, направив все силы на сохранение. Я считаю, что реставратору, понимающему как правильно обращаться с произведением проще научиться навыкам хранительской деятельности нежели наоборот».

Новое 

На новой должности приходится осваивать новые качества. Виктор Николаевич признается, что быть руководителем более крупного коллектива непривычно. Все коллеги многие годы знают его и как художника-реставратора, и как человека, который берется за любую работу, необходимую музею. Особенно так было во времена, когда в музее работало двое мужчин. Прибить, повесить, починить – это к Виктору. И наоборот, ему самому сложно осознавать себя, в качестве начальника не только реставраторов, но и научных сотрудников - опытных профессионалов музейного дела. В новинку и работа с учетно-хранительскими документами, отчетами. Но Виктор Николаевич поделился с нами, что ко всему новому всегда относится с интересом, ведь он не любитель заниматься однообразной, монотонной работой. 

«Даже в реставрации я переключаюсь на другие произведения, не делаю только одну работу, чтобы накопить запал. Я ни в коем случае не собираюсь бросать реставрационное дело, но с новыми силами и подходом постараюсь только совершенствовать уже освоенные мною навыки». 

 

Большие планы 

При предыдущих хранителях была эпоха накопления и собирания – количество предметов в коллекции музея увеличилось с 9000 до 17000 произведений. Сейчас же время модернизации хранения для качественного сохранения того, что уже есть. 

Несмотря на недостаточные площади хранения, его можно хотя бы улучшить при помощи модернизации, чем и планирует заняться в ближайшее время Виктор Николаевич. 

«Нельзя ждать, пока ситуация изменится. Нужно улучшать то, что есть, проводить постоянную работу. Тогда изменения придут быстрее». 

Продолжится и собирание произведений челябинских художников. «Скудно представлены 90-е года в нашей коллекции. Необходимо собирать и современное искусство. С появлением новых площадок будет больше целей, планов, которые можно реализовывать свободнее». 

Изменения начались и в постоянной экспозиции. Модернизация древнерусского зала – начало этой работы. Экспозиция не только обновилась образно, но и дополнилась новыми произведениями, поменялось оформление на более современное. Зрителям выставка стала доступнее. Это важно. 

В планах - перенимать опыт хранения у других музеев. Челябинский музей давно дружит со многими музеями области и страны, у которых есть чему поучиться, и они будут этому рады такому сотрудничеству. Например, Виктор Николаевич планирует и очень хочет съездить на стажировку в музей-заповедник Коломенское. Там работает Ольга Анатольевна Полякова – мощный авторитет в сообществе главных хранителей России. Она не просто хранитель, но ещё и знает все о реставрации, отлично ориентируется в технических моментах, присутствует на каждом реставрационном совете. Пример Ольги Поляковой во многом вдохновил нашего главного хранителя на идею о тесной связи хранения и реставрации. 

Потаенные моменты реставрации всегда вызывают много любопытства. В других музеях проводят экскурсии в реставрационные мастерские, в фондохранилища. Мы узнали, как к этой «открытости» относится Виктор Николаевич.

«С эстетической точки зрения пока невозможно это сделать, места в наших мастерских очень мало. Однако сотрудники готовы работать в этом направлении, и с расширением площадей обязательно всем покажут свою работу». 

Будущее 

Виктор Николаевич видит будущее музея в современном большом здании, с большими просторными залами, где будут экспонироваться интересные выставки с нашими произведениями, с большими современными реставрационными мастерскими, где будут реставрироваться произведения разных видов искусства. Кроме того, необходимо модернизировать подход к сохранности, закупить дополнительное оборудование. 

«Сейчас человек не представляет жизнь, например, без телефона, содержащего в себе огромное количество инструментов, без технического комфорта в целом. Произведения искусства хотят такого же комфорта, который будут ощущать и сами хранители». 

 

Беседовала Екатерина Коляченко