Изданием альбома-каталога коллекции иконописи Челябинская картинная галерея начинает публикацию памятников древнерусской культуры, сложившихся в собрании галереи за последние десятилетия ХХ века в коллекцию, отмеченную среди уральских музеев своей значительностью. В ее состав входят иконы, меднолитая пластика, деревянная скульптура, оклады, эмали, предметы церковного обихода, лицевая и старопечатная книга. Иконопись по количеству и по содержанию является формообразующим ядром коллекции, определяя во многом ее характер и особенности. Начало формирования коллекции икон в Челябинской картинной галерее было положено в 1966 г., когда по обмену на живописные и графические произведения из Карельского музея изобразительных искусств поступило 8 икон XVI-XVIII вв. (датировка КМИИ). Живопись почти всех поступивших икон была перекрыта потемневшим защитным слоем, особенно на иконе «Отечество со Страстями» (по документам - «Отечество с житием», датировано XVI веком). В 1968 г. реставратором кар-тинной галереи Порфирием Григорьевичем Пановым были сделаны пробные расчистки на двух иконах - «Богоматерь из деисусного чина» XVII в. и «Илья Пророк» XVIII в. Стилевые особенности, приглушенная цветовая гамма наряду с характером досок (береза) и достаточно грубой (тесаной) их обработкой, происхождение икон из Обопежья стали основанием к тому, чтобы отнести иконы к северным письмам (по терминологии, выработанной в советском искусствознании относительно иконописи Русского Севера). Часть икон карельского поступления была включена в постоянную музейную экспозицию. Впервые экспозиция русского искусства начиналась с раздела «Памятники Древней Руси». В начале 1970-х гг. в собрание галереи поступили первые иконы уральского письма. Художник Вадим Андросов передал группу икон, вывезенных им из Нижнего Тагила, позднее они были атрибутированы исследователем невьянской иконы Г. В. Голынец как происходящие из невьянских старообрядческих мастерских. Значительная группа икон поступает от владельца З. Берексаси. В этом поступлении выделяется икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» XIX в. невьянских мастеров, а также иконы наивного народного письма. Важным поступлением этих лет оказались два дара: заслуженного учителя, известного в Челябинске историка Анатолия Ивановича Александрова - «Богоматерь Одигитрия» 1-й пол. XIX в., привезенная из экспедиции по Челябинской области участниками краеведческого кружка; и Людмилы Усольцевой - икона «Вседержитель» 1-й трети XIX в. Обе иконы относятся к кругу невьянского старообрядческого письма. В эти годы предпринимается попытка организации экспедиции в район наиболее раннего заселения края русскими переселенцами. Выезд состоялся в деревни Белоярка и Красноярка на р. Миасс. Этот опыт оказался малопродуктивен, из экспедиции были привезены несколько икон народного примитивного письма. Но он показал, что для осуществления подобных экспедиций необходима выработка концепции, основой которой должно стать знание исторических истоков русской культуры в Зауралье и на Южном Урале. В 1974 г. картинная галерея обратилась к дирекции Музея древнерусского искусства им. А. Рублева с предложением показать иконы из фондов музея в Челябинске, на что получила согласие. Для экспонирования на выставке были отобраны более ста предметов древнерусского искусства, но Министерство культуры запретило их вывоз из Москвы.
Несмотря на то, что выставка в Челябинске не состоялась, плодотворным оказалось сотрудничество с главным хранителем МиАР В. В. Кириченко. Будучи членом комиссии МК СССР по закупке икон (отдел экспорта при комбинате им. Вучетича), Вадим Васильевич Кириченко открыл путь Челябинской картинной галерее в отдел хранения икон. По рекомендации В. В. Кириченко в собрание поступили такие иконы, как «Спас в силах», «Иоанн Предтеча из деисусного чина», «Воскресение Христово», «Жены Мироносицы», дающие возможность представить русский иконостас его классической поры -вершину воплощения символико-богословской и мировоззренческой мысли Древней Руси. Именно по настойчивой рекомендации В. В. Кириченко состоялась передача в галерею выносной двусторонней иконы «Богоматерь Знамение» и «Снятие с креста». При таком критическом состоянии сохранности, в котором она находилась (красочный слой держался на профилактической заклейке), возникал закономерный вопрос о возможности спасения иконы. Огромный интерес к культуре Древней Руси, возникший в 1960-е г., отзывается волной собирательства в 1970-е гг. В Челябинске первым начал собирать предметы русских древностей журналист Юрий Михайлович Рязанов. К 1975 году собранный им материал оформился в первую в нашем городе древнерусскую коллекцию с уникальными иконами, лицевыми рукописными книгами XVI-XIX вв. Собрание книг в течение года находилось на временном хранении в галерее, что способствовало формированию более широкого
взгляда на культуру Древней Руси, выразившегося во взаимосвязи древнерусской богослужебной книги с символикой и иконографией иконы. К сожалению, собранная в нашем крае коллекция была вывезена владельцем в Свердловск (Екатеринбург). У Ю. М. Рязанова галерея приобретает ряд редких для Урала икон, среди них «Богоматерь Знамение» 2-й пол. XVI в., написанная в новгородских землях и вывезенная переселенцами в Нижний Тагил; «Гурий, Самон и Авив», близкая владимиро-суздальскому письму XVII в., выносной двусторонний крест «Распятие со Страстями» уральского старообрядческого письма XVIII в. Среди подаренных Рязановым икон выделяются редкой иконографией «Спаситель мира» XVIII в. и «Всевидящее око» XIX в. Вслед за Ю. М. Рязановым в Челябинске оформляются еще четыре древнерусские коллекции, собранные на пространстве Челябинской, Курганской, Оренбургской областей и Башкирии (Зауралье и Южный Урал): Евгения Сергеевича Кузнецова, Сергея Александровича Тимошенко, Олега Петровича Малахова и Валентина Анатольевича Волгина. Личностные пристрастия накладывают отпечаток на своеобразие каждой из коллекций. У Е. С. Кузнецова складываются доверительные отношения со старообрядцами, поэтому в его собрании сосредоточились иконы местного уральского письма XVIII-XIX вв., в том числе старообрядческого, старопечатные книги, деревянная скульптура. С. А. Тимошенко собирает иконы, меднолитую пластику, но предпочтение отдает книге. В его коллекцию книг попадают редчайшие лицевые книги XVII в., старопечатные книги ХVП - нач. ХХ в. О. П. Малахов ставит целью собрать иконопись Мстеры - одного из Владимиро-Суздальских центров, хотя в его коллекции присутствуют деревянная резная икона, меднолитая пластика, эмали, книги. Уникальной по своему составу была коллекция меднолитой пластики XVI-XIX вв. В. А. Волгина. Все четыре коллекции экспонируются в залах картинной галереи на выставке из частных собраний в 1980 году. Особенностью и достоинством собранного челябинскими коллекционерами материала являлось местное происхождение предметов. Первичная систематизация, проведенная в процессе подготовки выставки, позволила впервые увидеть весь спектр икон, бытовавших в нашем крае, икон с чертами местного старообрядческого иконописания, строго каноничного, профессионального, а также народного упрощенного письма. На этом фоне иконы круга мастерских особенно выделялись своей «сделанностью». Пользовавшиеся большим спросом у старообрядцев, они привозились офенями и продавались на Нижегородской и Ирбитской ярмарках. В 1982 г. на выставке «Новые поступления 1970-1982 гг.» впервые экспонируются все иконы, собранные за прошедшее десятилетие музеем. Возникает настоятельная потребность в реставрации икон. Реставратор картинной галереи Виктор Павлович Кочнев проходит первые стажировки по реставрации темперной живописи во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И. Грабаря под руководством реставратора высшей категории Галины Сергеевны Клоковой. Для реставрации отобраны самые сложные по сохранности иконы: двусторонняя выносная икона «Богоматерь Знамение» и «Снятие тела Христова с креста», «Отечество со Страстями», крест двусторонний выносной «Распятие со Страстями». В дальнейшем Г. С. Клокова остается куратором реставрации иконописи коллекции икон галереи. Более того, в 1984 г., при содействии Г. С. Клоковой, из запасников ВХНРЦ им. акад. И. Грабаря поступает значительная коллекция икон XVII-XVIII вв. Особую ценность в этом поступлении представляют иконы, вывезенные экспедицией 1950-х гг. и реставрированные в ВХНРЦ, «Земля Господня», «Спас с чудесами», «Успение Богоматери», «Покров» с пометой на обороте, что «сей иконе молится московский купец Лаврентий, сын Осипов». Иконы вошли в музейную экспозицию как образцы развивающейся в XVII в. традиции изысканного мелочного письма строгановской школы. В 1984 г. челябинский коллекционер Е. С. Кузнецов передает свою коллекцию в собрание галереи. Это поступление было столь значительным, что принимается решение показать коллекцию в залах галереи как выставку новых поступлений. В 1986 г. галерея приобретает иконы из коллекции О. П. Малахова. С поступлением этих двух коллекций древнерусское собрание галереи обретает присущие только ей очертания. В музейную экспозицию вводятся иконы местного уральского письма - «Богоматерь Казанская» 1-й пол. XIX в. круга невьянскик мастерских и «Складень-иконостас», созданный в старообрядческой среде Зауралья. Из коллекции. О. П. Малахова - резная икона XVIII в. «Архангел Михаил, попирающий дьявола» и подписная икона иконописца В. Шадрина из Мстеры «Рождество Богоматери». На протяжении рассматриваемого периода галерея активно приобретала иконы у частных владельцев - жителей Челябинска, Златоуста, Кыштыма, Чебаркуля, в основном это иконы, привезенные из деревень владельцами, переехавшими в города. Как правило, это иконы из домашних иконостасов - «божниц» местного письма. Из разных поступлений в коллекции скомплектовалась группа икон с очевидными чертами украинского письма. Самые значительные из них - подписная двусторонняя выносная икона: «Спас Нерукотворный», «Богоматерь Скорбящая с предстоящими и праздниками» 1772 г. Ф. Егорова; «Успение Богоматери» и «Спаситель мира» XVIII в. Эту группу дополнили иконы, привезенные из Западной Украины и поступившие в галерею в 1990-е гг., с ярко выраженной фольклорной самобытностью. По мере того как формировалась коллекция, в 1980-е гг. шла активная работа с историческими и краеведческими источниками, документами в архивах Оренбурга, Шадринска, Челябинска по изучению русской культуры в крае, заселения края русскими переселенцами и, таким образом, истории местного иконописания. Результатом этой источниковедческой работы и систематизации собрания стала выставка «Культура Древней Руси» и проведенная на ней научно-практическая конференция «Древнерусская традиция в культуре Урала». За десятилетие 1980-х гг. реставратором картинной галереи Виктором Павловичем Кочневым проведена огромная работа по консервации и реставрации иконописи, показанная на выставке реставрированных им икон и картин «Спасти и сохранить», 1995 г. Следующим этапом в осмыслении собрания иконописи стали вопросы иконографии, символики канона, миропорядка в представлении Древней Руси. В 1995 г. состоялась выставка «Космос в русской иконе» и конференция на ней «Космос в русской иконе и современное художественное сознание». Символическому прочтению иконы была посвящена и следующая выставка - «Слово и образ в христианском искусстве», открытая к 2000-летию Рождества Христова. В эти же годы иконы из коллекции Челябинской картинной галереи включаются в основополагающие для изучения феномена уральской иконописи научные издания: «Невьянская икона» (1997), «Уральская икона» (1998), «Сибирская икона» (1999). Итак, особенностью коллекции иконописи Челябинской картинной галереи стали две ее составные части: иконы традиционных русских центров - Москвы, новгородских земель, Обонежья, Владимиро-Суздальских центров - и иконы, написанные на Урале, в Зауралье и Сибири.
Г. И. Пантелеева
Вступительная статья к каталогу
«Памятники Древней Руси. История коллекции. Реставрация. Выставки»