Знакомимся с «амазонками русского искусства».
Мария Якунчикова родилась 19 января 1870 года в немецком городе Висбадене, где находилась на отдыхе её семья. Её отец, Василий Иванович Якунчиков, был известным предпринимателем и меценатом, а мать — Зинаида Николаевна Мамонтова. С ранних лет Мария проявляла интерес к рисованию. Для обучения она пригласила художника Н. А. Мартынова, который занимался с ней и другими детьми.
В 1885 году Мария поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и вскоре стала активным участником рисовальных вечеров под руководством В. Д. Поленова. Летом 1888 года она написала этюд «Лодка на Клязьме» в Жуковке, где останавливались Поленовы. Первоначально её творчество было сосредоточено на пейзажах с широким охватом натуры; затем появились панно с использованием выжигания рисунка по дереву — технику ей показал Сергей Глаголь. После трагической потери младшей сестры в Италии семья возвратилась из Европы, а у Марии была диагностирована туберкулёзная инфекция легких. Чтобы улучшить здоровье, она покинула училище и отправилась лечиться во Францию через Вену.
В Париже Якунчикова поступила в академию Жюлиана и училась там четыре года. Летние месяцы проводила на родине, работая в имениях отца и у Мамонтовых в Абрамцево. В 1894 году она ушла из академии для самостоятельной работы; её произведения начали выставляться на Парижских салонах. Этот период стал особенно продуктивным для художницы: она увлеклась декоративно-прикладным искусством — от деревянной игрушки до гобеленов.
В 1897 году Мария вышла замуж за Леона Вебер-Баулера — студента Сорбонны; их сын Степан родился через год после свадьбы. Эти годы стали кульминацией творческого пути Якунчиковой: её шедевры получили признание среди лучших русских художников того времени! Она пробовала себя не только как живописец — цветные офорты были отмечены журналами за свою близость к стилю модерн и оказали влияние на творчество других мастеров искусства. Якунчикова активно участвовала в организации Кустарного отдела русского павильона Всемирной выставки 1900 года в Париже; там было представлено большое панно «Девочка и леший», выполненное комбинированными техниками вышивки и аппликации.
К сожалению, жизнь художницы была омрачена болезнями: у её сына обнаружили туберкулёз пальца, что серьезно сказалось на здоровье самой Марии после напряженной борьбы за его выздоровление. Рождение второго сына только ухудшило состояние здоровья матери; семье пришлось переехать сначала в Шамони, затем в Швейцарию для лечения.
14 декабря 1902 года Мария Якунчикова скончалась от обострения туберкулёза. После её смерти некролог написал С.П.Дягилев для петербургского журнала «Мир искусства», подчеркивая значимость ее вклада в русское искусство начала XX века.