Амазонки русского искусства. Живопись XX века из собрания Государственной Третьяковской галереи

Вы здесь

Дата начала: 
18.12.2024
Дата окончания: 
09.03.2025
Место: 
Зал имени архитектора Е.В. Александрова

Выставка живописи женщин-художников из Государственной Третьяковской галереи

АМАЗОНКИ В РУССКОМ ИСКУССТВЕ. ХХ ВЕК

Название выставки «Амазонки в русском искусстве. ХХ век», предложенное Челябинским музеем имеет свою историю. В 1999 году в Европе и Америке с успехом прошла выставка «Амазонки Авангарда». Изначально инициированная музеем Гугенхайма и показанная в Берлине, Лондоне, Венеции, Бильбао и Нью-Йорке, в завершении эта выставка была устроена в 2001 в Третьяковской галерее.

На ней было представлено творчество шести наиболее радикальных художниц русского авангарда Н. Гончаровой, Л. Поповой, О. Розановой, Н. Удальцовой, В. Степановой, А. Экстер.  Вслед за ней в 2002 в Третьяковской галерее была подготовлена следующая масштабная выставка, представившая искусство женщин-художниц XV-XX веков с названием «Искусство женского рода».

Нынешняя выставка, показывая искусство наиболее известных женщин-художниц ХХ века из коллекции Третьяковской галереи, не претендует на полноту охвата материала. Экспозиция строится, в основном, на работах московских живописцев, составляющих основу собрания Третьяковской галереи.

Слово «амазонки» в названии выставки имеет метафорический смысл. Этот термин впервые примененный к художницам русского авангарда поэтом Бенедиктом Лившицем в книге «Полутороглазый стрелец» в 1933 году и актуализированный в выставке 1999 года, распространяясь на художниц других направлений и периодов, имеет большую долю условности. Пришедший из античной мифологии образ женщины-воительницы в начале ХХ века становится символом страсти, любви и верности своему призванию в искусстве.

И если исходить из того, что «амазонка» заложена в существе всякой женщины, творящей и участвующей в обновлении мира, этот термин приобретает универсальное значение и означает стремление быть в авангарде своего времени. «Писать с натуры – это такой же достоверный экстаз, как самые первые и основные человеческие стихии: жить, любить, множиться, на которые ответ лежит не в области понимания.» - писала Н. Симонович-Ефимова. Таковы были художницы русского авангарда начала ХХ века (Н. Гончарова, О. Розанова, Л. Попова, Н. Удальцова, А. Экстер, В. Степанова, В. Пестель), получившие мировую известность, таковы были и участницы художественных группировок Е. Зернова, Н. Удальцова и Т. Маврина, творившие в эпоху 1920-1930-х годов, немногочисленные женщины-живописцы эпохи «оттепели» и «сурового стиля»(Т. Яблонская, Н. Егоршина, Л. Мастеркова) и яркие соцветия художниц 1970-х – 1980-х (Т. Назаренко, Н. Нестерова, И. Старженецкая, Т. Насипова, Е. Романова,

О. Булгакова), вновь вставшие в авангарде художественных исканий. Метафоризм их языка и карнавальность мышления способствовали созданию картин, в которых соединялись разные эпохи и стили, и выявлялась многогранность восприятия современности.

При внимательном взгляде можно выделить особые черты, согласующиеся с женской природой и пониманием творчества. Рукотворчество в живописи, выражающееся в особой тщательности обработки живописной поверхности будь то гладкой с лессировками или с высокой фактурой или доработанной выжиганием, как в картинах М. Якунчиковой, придает произведениям дополнительный элемент декоративности. Особое восприятие природы, слияние с ней и использование ее красок в палитре (И. Старженецкая). Любовь к детским образам, естественная для женщины-матери (З. Серебрякова, В. Пестель) и особая выразительность женских портретов в интерпретации художников-женщин (Н. Гончарова, Н. Симонович-Ефимова, Т. Маврина). И, наконец, пристрастие к автопортретам, как погружению в свой мир и изучению себя. 

Своеобразие женского взгляда также несет в себе мощный гуманистический потенциал, который вызывает доверие и неизменно притягивает внимание зрителей.

Выставка пройдет при поддержке национального проекта «Культура»

яндекс и пушкинская_0.png