Выставка живописи женщин-художников из Государственной Третьяковской галереи
Амазонки русского искусства. Живопись XX века из собрания Государственной Третьяковской галереи
Название выставки «Амазонки русского искусства» Живопись XX века из собрания Государственной Третьяковской галереи, предложенное Челябинским музеем имеет свою историю. В 1999 году в Европе и Америке с успехом прошла выставка «Амазонки Авангарда». Изначально инициированная музеем Гугенхайма и показанная в Берлине, Лондоне, Венеции, Бильбао и Нью-Йорке, в завершении эта выставка была устроена в 2001 в Третьяковской галерее.
На ней было представлено творчество шести наиболее радикальных художниц русского авангарда Н. Гончаровой, Л. Поповой, О. Розановой, Н. Удальцовой, В. Степановой, А. Экстер. Вслед за ней в 2002 в Третьяковской галерее была подготовлена следующая масштабная выставка, представившая искусство женщин-художниц XV-XX веков с названием «Искусство женского рода».
Нынешняя выставка, показывая искусство наиболее известных женщин-художниц ХХ века из коллекции Третьяковской галереи, не претендует на полноту охвата материала. Экспозиция строится, в основном, на работах московских живописцев, составляющих основу собрания Третьяковской галереи.
Слово «амазонки» в названии выставки имеет метафорический смысл. Этот термин впервые примененный к художницам русского авангарда поэтом Бенедиктом Лившицем в книге «Полутороглазый стрелец» в 1933 году и актуализированный в выставке 1999 года, распространяясь на художниц других направлений и периодов, имеет большую долю условности. Пришедший из античной мифологии образ женщины-воительницы в начале ХХ века становится символом страсти, любви и верности своему призванию в искусстве.
И если исходить из того, что «амазонка» заложена в существе всякой женщины, творящей и участвующей в обновлении мира, этот термин приобретает универсальное значение и означает стремление быть в авангарде своего времени. «Писать с натуры – это такой же достоверный экстаз, как самые первые и основные человеческие стихии: жить, любить, множиться, на которые ответ лежит не в области понимания.» - писала Н. Симонович-Ефимова. Таковы были художницы русского авангарда начала ХХ века (Н. Гончарова, О. Розанова, Л. Попова, Н. Удальцова, А. Экстер, В. Степанова, В. Пестель), получившие мировую известность, таковы были и участницы художественных группировок Е. Зернова, Н. Удальцова и Т. Маврина, творившие в эпоху 1920-1930-х годов, немногочисленные женщины-живописцы эпохи «оттепели» и «сурового стиля»(Т. Яблонская, Н. Егоршина, Л. Мастеркова) и яркие соцветия художниц 1970-х – 1980-х (Т. Назаренко, Н. Нестерова, И. Старженецкая, Т. Насипова, Е. Романова,
О. Булгакова), вновь вставшие в авангарде художественных исканий. Метафоризм их языка и карнавальность мышления способствовали созданию картин, в которых соединялись разные эпохи и стили, и выявлялась многогранность восприятия современности.
При внимательном взгляде можно выделить особые черты, согласующиеся с женской природой и пониманием творчества. Рукотворчество в живописи, выражающееся в особой тщательности обработки живописной поверхности будь то гладкой с лессировками или с высокой фактурой или доработанной выжиганием, как в картинах М. Якунчиковой, придает произведениям дополнительный элемент декоративности. Особое восприятие природы, слияние с ней и использование ее красок в палитре (И. Старженецкая). Любовь к детским образам, естественная для женщины-матери (З. Серебрякова, В. Пестель) и особая выразительность женских портретов в интерпретации художников-женщин (Н. Гончарова, Н. Симонович-Ефимова, Т. Маврина). И, наконец, пристрастие к автопортретам, как погружению в свой мир и изучению себя.
Своеобразие женского взгляда также несет в себе мощный гуманистический потенциал, который вызывает доверие и неизменно притягивает внимание зрителей.
Выставка пройдет при поддержке национального проекта «Культура»