Белла Ахмадулина. Мастерская
Понаблюдаем за экраном,
а холст пусть ждет своей поры,
как будто мы в игру играем,
и вот Вам правила игры.
Поверьте мне, как я Вам верю,
И следуйте за мной теперь.
Есть тайна за запретной дверью,
а мы откроем эту дверь,
Войдем в простор чужих владений!
Художник наш вот-вот заснет.
Вы — зрители его видений,
а я в них — Ваш экскурсовод.
Заснул Художник. Холст не начат,
меж тем идет куда-то он.
Что это значит? Это значит,
что наш Художник входит в сон.
А нам, по волшебству кино,
увидеть сон его дано.
В стихотворении Беллы Ахмадулиной отражена одна из сторон восприятия художника, его мастерской и искусства в целом. Понимание этого места, как некоего тайного, загадочного, недоступного взгляду и уму непосвящённого человека. Задача этой виртуальной выставки- охарактеризовать восприятие художественных мастерских и образа художника за работой на примере работ челябинских художников, также из других городов России и зарубежья, хранящихся в собрании Челябинского музея изобразительных искусств.
Мастерская – не просто пространство
Что такое художественная мастерская? Это особое пространство для художника, где создаются и хранятся произведения, проходит большая часть его жизни. Но мастерская - далеко не просто помещение. Она являет собой культурный феномен и многоуровневую инсталляцию. Место, в котором творит художник, равно и отражает его личность, и влияет на него. Так, например, московский художник Леонид Тишков вспоминает, что во времена работы в подвальной мастерской его картины были мрачны. Переселившись же в мастерскую с выходом на крышу, художник обратился к теме «верхнего мира» в своем творчестве. Главными его героями стал свет луны и звезд [1].
Творческую мастерскую можно назвать итоговым произведением художника. Часто она оказывается намного подробнее его автобиографии. Мастерская представляет неповторимый мир говорящего личного пространства творческих поисков, кропотливо созидаемого на протяжении многих лет волей мастера.
В середине 60-х годов ХХ века французский философ Мишель Фуко ввёл в обиход понятие «гетеротопии» как некоего иного по отношению к окружающему миру культурного пространства, которое в чём-то является отражением внешней среды, но одновременно противоречит ей и преобразует её. Это «мир внутри мира» с собственной микросредой и особыми отношениями между его обитателями [2]. «Гетеротопия» как нельзя лучше характеризует сущность мастерской. В связи с этим, конечно, важной составляющей описания мастерской, как пространства, служит ее окружение. Согласно опросу художников проекта «На своем месте»[1], 79% художников считают важным не только само помещение мастерской. Имеет значение и культурная среда района, соседи, история места, их собственная связь с локальным культурным контекстом.
[1] https://www.insituproject.org/ дата обращения 15.02.22
Черкасов Николай Иванович (1919-2013). Дом возле мастерской. Период создания:1970-е гг. двп, масло. Собрание ЧГМИИ
Якутович Сергей Георгиевич (1952-2017) Время Х. Из серии «Время X - виды из мастерской». 1983-1985. бумага, офорт. Собрание ЧГМИИ
О мире, окружающем мастерскую, нам говорят циклы работ челябинского художника Николая Черкасова «Из окна мастерской» и киевлянина Сергея Якутовича «Время X - виды из мастерской». Совершенно разные по настроению произведения отражают две стороны видения мира. Первая концепция – «я смотрю на мир и отражаю его» у Николая Черкасова и вторая «я смотрю на мир, и он отражается во мне» у Сергея Якутовича.
Краткая история художественных мастерских
Смысл и назначение мастерской художника менялись с течением веков. В разное время мастерские были и культурными центрами, и местом обучения, и лавкой продажи искусства, и местом приема художником высокопоставленных гостей. В XVI веке считалось, что знатокам искусства непременно нужно посещать мастерские художников «…побеседовать с художником в привычном для него окружении, увидеть магические эффекты света, создаваемые краской на холсте, почувствовать присущее настоящему мастеру безошибочное видение деталей воспроизводимого мира...»[3].
Неизвестный художник. Пейзажист за работой. Копия с картины Франсуа Буше. XVIII век. холст, масло. Собрание ЧГМИИ.
В XIX веке мастерская уступает функцию обучения Академиям художеств. Так происходит и в Европе, и в России. Но сохраняет роль места, аккумулирующего творческие силы, ведь к художнику чаще всего приходят его товарищи: такие же художники, музыканты писатели и другие представители творческой жизни.
На восприятие мастерской, как места чуть ли не магического, в советский период (а большинство рассматриваемых нами работ относятся именно к нему) повлияла труднодоступность. В это время мастерская воспринималась как нечто, дарованное свыше. Просто так получить или снять помещение было почти невозможно. Это еще больше укрепило сакральность мастерской для художников в нашей стране. [4]
Сейчас мастерская художника полностью переосмысляется, даже ставится вопрос о ее необходимости. Художник Егор Кошелев в эссе «Мастерская как реальная аллегория» говорит:
«Не более ли уместен в сегодняшней ситуации художник без постоянной мастерской? Мы не можем говорить о мастерской, игнорируя основную ее характеристику, — это территория, на которой создается художественная продукция. Живописец, график, скульптор — представители традиционных конфессий изобразительного искусства — имеют профессиональную потребность в мастерской, так же, как и их предшественники. Время, правда, несколько корректирует актуальные проявления этой потребности — прошли годы, когда, зайдя в мастерскую, можно было получить исчерпывающее представление о творчестве хозяина. Сейчас вы, скорее всего, получите шанс познакомиться лишь с последними работами — востребованный художник редко имеет свои вещи на руках. Мастерская, плотно забитая холстами или скульптурами, — не слишком хороший знак для творческой судьбы ее владельца. Мастерская все реже оказывается способной запечатлеть какие-то личные черты художника — реально нуждающийся в ней автор использует помещение холодно и расчетливо, не оставляя иных следов, кроме сора».
Да и сами художники поменялись: «Документальные фильмы, рассказывающие о творческом процессе в студиях ведущих современных художников — Херста, Кунса, Кифера, Мураками, — фиксируют уподобление рабочего пространства высокоэффективному предприятию, в котором неповторимость авторского жеста уступает единообразию отточенных операций, исполняемых квалифицированными наемными работниками» [5]. Мастерские постепенно утрачивают индивидуальный облик. Значит ли это, что с художниками происходит то же самое? Вовсе нет. Потеря характерного языка в творческом процессе лишь свидетельствует об укреплении главенства идеи над внешним обликом произведения в современном искусстве.
Типы изображения художественных мастерских, представленных в собрании Челябинской картинной галереи
- Конечно, для художника мастерская это такой же дом. Туда приходят друзья, домочадцы, а порой мастерская становится полноценным центром культурного притяжения, местом, аккумулирующим творческие силы всего города.
Для Челябинска, например, долго время таким местом был дом-мастерская художника Василия Неясова на улице Северо-Крымской. В доме Неясовых часто собирались художники, архитекторы, инженеры, звучала музыка, оперные арии и романсы. Здесь сидели допоздна, спорили, устраивали театральные импровизации.
«Папа работал в оперном театре и дружил с актерами и музыкантами. Они часто собирались у нас. Были молодыми, задорными. Тогда мир творческих людей в городе был более тесен. Сейчас же все по-другому, люди разобщены» – вспоминает дочь художника, Ольга Гладышева. «Когда здесь работал папа, огромные холсты заполняли все пространство, — продолжает Ольга. — Оставался лишь малюсенький проход — только бочком можно было пробраться к нему и посмотреть, чем он занят» [6].
Безусловно, наличие объединяющего места для художников в широком смысле этого слова трудно переоценить. В плодотворном общении деятелей искусства их творческие силы многократно умножаются и обновляются. Художники учатся друг у друга, постоянно обмениваясь опытом и идеями.
- Обычно пленэрную живопись представляют как антипод живописи в мастерской. Мы же предлагаем посмотреть шире на этот момент. Когда художник выходит на пленэр, то его мастерской становится сама природа. Он как бы присваивает себе весь обозримый горизонт.
- Художник также может мыслить себя не в конкретном помещении, а в некоем метафизическом пространстве. Обратимся снова к графическому циклу Якутовича. Зритель наблюдает за тем, что происходит в сознании художника-творца, но не видит, где это происходит. Тяготея к эпическим темам и монументальному языку, Сергей Якутович изображает не иначе творца-демиурга в безвоздушном пространстве. Важен только он, ведь только художник может создать и преобразовать мощью своей творческой энергии любое пространство.
Кудрявцев Александр Петрович (1938-2011). Художник и модель. 1975. шамот. Собрание ЧГМИИ
- Отдельной страницей видится отображение отношений художник-модель в пространстве мастерской.
Александр Кушнер
Художник в бархатном кафтане и берете
Спиною к зрителю сидит на табурете,
Рисует девушку с венком на голове,
Венок разлапистой принадлежит листве,
Должно быть, сорванной поблизости, у дома.
А как он выглядит, художник, — не узнать.
Века смыкаются, нам эта тьма знакома,
Мгла анонимная, безвестность, благодать!
Мы тоже, зрители, в её пучину канем,
В лицо художнику заглядывать не станем,
Да он бы этого, поверь, и не хотел,
Ему приятнее наш разделить удел,
А слава, видимо, его не волновала,
Она придёт к нему лишь через триста лет,
А жизнь таинственна, а краска не устала,
Вобрав печаль в себя, и пристальность, и свет.
Стихотворение Александра Кушнера описывает знаменитую картину Яна Вермеера «Аллегория живописи» 1668 года. Поэт здесь делает акцент на внутреннем состоянии художника, его отрешенности от земного мира. Он нацелен лишь на работу и общается, но без слов только со своей натурщицей. Вид художник-натурщик в мастерской также представлен в нашем собрании.
Горельеф Александра Кудрявцева «Художник и модель» иллюстрирует интересную сцену непринужденного общения. В известном типе сцены художник и модель, очень популярной как в XIX, так и в ХХ веке, герои чаще всего отрешены друг от друга. Здесь же зрителю показано камерное закулисье, не отягощенное пафосом исключительности и возвышенности работы художника.
Петров Сергей Иванович (1918-2006). Натюрморт (Прощание с мастерской). 2002. холст, масло. Собрание ЧГМИИ.
- Мастерская и ее изображение может быть и некой итоговой точкой определенного этапа в жизни художника, как в картине Сергея Петрова «Прощание с мастерской». Здесь мы видим типичные атрибуты живописца: заполненная маслом палитра, небрежно наброшенная драпировка, кисти. Работа символична – все пространство мастерской, схлопнулось до размеров одной палитры. Но мастерская, по-прежнему лицо художника и место его силы. Именно этим обоснован выбор темы и сентиментальная трогательность названия.
Трудно сказать, сохранит ли свою роль художественная мастерская, ведь сейчас она все больше воспринимается как нечто утилитарное. Отошли в прошлое мастерские-коммуны, художники осваивают бывшие промышленные пространства, заброшенные здания, погружаются в город, что, конечно, меняет образ и суть мастерской художника.
Автор текста - искусствовед Екатерина Коляченко
Литература:
- Барсукова Н. Творческая среда мастерской художника как культурный феномен. Вестник Томского государственного университета. 2019, №36
- Дмитриева А. Вестник Санкт-Петербургского университета. 2009. Картина Яна Вермеера делфтского «Аллегория живописи» («Живописец в мастерской»). Основные проблемы иконографии
- Кошелев Е. Мастерская художника как реальная аллегория. Артгид. 2013. Дата обращения 19.07.22
- Куприна-Ляхович Е. Другие пространства. Мастерские художников в объективе Георгия Кизевальтера. http://www.ekaterina-fondation.ru/rus/exhibitions/2021/kiesewalter/. Дата обращения 21.07.22.
- Тишков Л. Мастерская как место под солнцем. Московский художественный журнал.
- https://vecherka.su/articles/society/109576/. Светлана Симакова. Дом, который построил Неясов. 23.03.2007 (дата обращения 25.07. 22)
[1] https://www.insituproject.org/ дата обращения 15.02.22