Формирование коллекции начиналось в 1941 году с передачи в челябинский музей произведений мастеров XVIII – нач. XX вв. из собрания Государственного Русского музея. Графическая часть этой передачи была утрачена во время войны, когда Челябинская картинная галерея (первоначальное наименование музея) была ликвидирована и коллекция расформирована в разные учреждения Челябинска. В период восстановления музея в начале 1950-х годов в коллекцию поступили произведения русской графики XIX века, среди которых акварели Г. Г. Гагарина, Н. Н. Каразина, А. А. Куренного, В. Е. Маковского, И. Е. Репина, рисунки И. И. Шишкина, С.В. Малютина, С. В. Иванова. Источниками поступлений в этот период стали дирекции художественных выставок Министерств культуры СССР и РСФСР. В 1960-е годы коллекцию пополнили произведения А. Г. Варнека, П. Ф. Соколова, В. А. Серова, Ф. А. Малявина, К.Ф. Богаевского, Л. В. Туржанского. Активную роль в формировании коллекции сыграл директор и первый хранитель фондов Гавриил Николаевич Лапин (1895-1970).
В 1970-1980-е годы в музее был утвержден долгосрочный план развития коллекции. В этот период прошли персональные выставки крупнейших представителей отечественной графики из собраний семей художников, это позволило получить в коллекцию уникальные листы З. Е. Серебряковой, Р. Р. Фалька, А. В. Шевченко. Были приобретены произведения замечательных мастеров начала XX века: Л. С. Бакста, И. И. Машкова, В. Н. Чекрыгина, М. К. Соколова, Н. А. Русакова, В. Ф. Николаева, А. О. Никулина. Значительный вклад в развитие коллекции, которая тогда обрела современный вид, внесли научные сотрудники музея Г. И. Пантелеева, Г. С. Трифонова, С.М. Шабалин. Благодаря им активизировалась деятельность по каталогизации собрания музея. Итогом этой работы стал изданный в 2011 году каталог «Русская графика 1800 – 1920-х годов. Рисунок, акварель, гуашь, темпера».
В силу объективных причин челябинская коллекция не отражает в полном объеме все периоды и имена в русском искусстве, но обладает произведениями значительных художников. XIX век представлен портретами пушкинского времени, выполненными выдающимся акварелистом П. Ф. Соколовым; работами художников-академистов – А. Г. Варнека, Ф. А. Бронникова, Л. Ф, Лагорио. Передвижники представлены жанровым сценами В. Е. Маковского, Н. Н. Каразина, А. И. Корзухина, натурными зарисовками классика русского пейзажа И. И. Шишкина, великолепными рисунками В. Д. Поленова и В. А. Серова. Различные этапы творчества И. Е. Репина прослеживаются в его портретных произведениях. Обращение к истокам национальных традиций наблюдается в графике В. М. Васнецова и Л. С. Бакста.
Произведения XX века, характеризуют это столетие как эпоху сохранения традиций (С. В. Иванов, С. В. Малютин, Ф. А. Малявин), так и время поисков новых художественных форм (З. Е. Серебрякова, А.В. Шевченко, С. В. Герасимов, Р. Р. Фальк, В.Н. Чекрыгин, В.Ф. Николаев). Пробуждение художественной жизни в российской провинции начала XX века отражено именами алтайского художника А. О. Никулина и челябинца Н. А. Русакова, ставшими частью русского искусства.
Светлана Шляпникова,
старший научный сотрудник