Западноевропейская живопись и скульптура XVII - начала XX веков из собрания Челябинского государственного музея изобразительных искусств
На выставке представлены произведения ведущих европейских школ живописи и скульптуры XVII – XX веков: голландской, фламандской, французской, немецкой, итальянской. Произведения знакомят с различными жанрами искусства: портрет, натюрморт, баталия, анималистика, пейзаж, мифологические, религиозные и бытовые сюжеты.
Коллекция западноевропейского искусства в Челябинском государственном музее изобразительных искусств порядка 500 работ живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Первые произведения западноевропейского искусства поступили в музей в 1940 году. Основное пополнение коллекции пришлось на 1960-е годы благодаря передачам произведений из Государственного исторического музея, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственного Русского музея, Государствденной Третьяковской галереи, Новосибирской картинной галереи, усадьбы Кусково и других музеев.
Во многих работах художников и скульпторов XIX-XX веков представленных на выставке, можно разглядеть, как игнорируя современные им культурные течения и изменения художественного языка, они вдохновлялись искусством «старых мастеров», наглядно демонстрируя непреходящее очарование классики.
Самое раннее произведение в экспозиции - «Марина» малого голландца Ханса Годериса, творившего в первой половине XVII в. по классическим канонам золотого века живописи Нидерландов. В традиции малых голландцев работал младший современник и соотечественник Годериса – Абрахам Хондиус. Его «Схватка собаки с павлином» яркий образчик анималистического жанра, но вместе с тем и своеобразная баталия между животными. Батальный жанр представлен в картинах фламандского художника XVII в. Симона Даува и голландца Яна ван Хухтенбурга. «Батальная сцена» Хухтенбурга, написанная в XVIII веке, ранее находилась в собрании сподвижника императрицы Екатерины II графа Захара Чернышова подмосковного майората в Яропольце.
Мифологические сюжеты продемонстрированы в экспозиции представителями итальянской школы живописи XVII века: «Аполлон и Марсий» караваджиста Карла Иоганна Лота и «Венера и Адонис» школы Луки Джордано, происходящая из собрания Гатчинского дворца императора Павла I. «Святой Себастьян» Томаса Виллебортса Босхарта, современника и коллеги великого фламандца Питера Пауля Рубенса, раскрывает подлинный талант художника в изображении драматических сцен из христианской истории. Жанровые сюжеты из жизни церковных деятелей в XIX веке в более мажорном ключе изобразили француз Жозе Фраппа «Возвращение миссионера» и испанец Хосе Гальегос-и-Арноса «У жаровни».
Настоящая жемчужина выставки - полотно «Собаки перед убитым зайцем» (1748-1750 гг.) выдающегося французского анималиста, живописца королевских охот Жана-Батиста Удри. Совместно с французскими коллегами удалось проследить всю историю картины от ее создания по заказу фаворитки короля Людовика XV маркизы де Помпадур для загородной резиденции Бельвю в составе серии из четырех дессю-де-портов и до ее покупки русской императрицей Екатериной II в свою коллекцию. На данный момент единственная выявленная картина из этой серии находится в челябинском собрании.