Начало Пассажа
«Желая произвести постройку двухэтажного каменного корпуса-магазина на собственном месте, находящемся по Сибирской улице, дом № …, по проектированному плану инженера Федорова…»
- с этих слов поверенного братьев Яушевых Закира Галеева началась история здания Пассажа Яушевых, а теперь одного из зданий нашего музея.
17 апреля 1912 года Закир Галеев написал прошение об ограждении участка под магазин, а уже в 10 октября 1913 здание было построено. Но еще задолго до открытия в газете «Голос Приуралья» началась реклама магазина Яушевых.
Со 2 февраля 1952 г. в его помещении прошло знаменательное событие – открытие Челябинской областной государственной картинной галереи (ныне - Челябинский музей искусств).
Братья Яушевы
Яушевы — татарский княжеский мурзинский род, ветвь арских князей. Семья Яушевых была одной из десятка богатейших семей Российской империи: Муллагали Яушеву принадлежал первый в Троицке автомобиль. Они оснащали свои магазины по последнему слову техники, что говорит и об их передовых взглядах, смелости и образованности.
Яушевы не были просто торговцами, но еще и настоящими представителями интеллигенции, благотворителями. Они вносили значительный вклад в культурную и социальную жизнь разных городов страны.
- Например, в честь открытия торгового дома в Челябинске братья оплатили обучение 10 ученикам в реальном училище, женской гимназии и торговой школе.
- Гайния и Латиф Яушевы открыли первую в России семинарию для женщин, готовившую учительниц-мусульманок.
- В период Первой мировой войны Яушевы полностью содержали частный лазарет.
Сколько стоил магазин Яушевых
Перед нами документ с оценочной стоимостью имущества Муллагали Яушева. Туда входил:
- каменный магазин
- полукаменный двухэтажный дом в 12 комнат
- 2 флигеля, с каменной кладовой, двумя конюшнями, с двумя деревянными погребами и амбаром
По данным Арзамаса* мы посчитали, сколько примерно стоил бы великолепный универмаг и дом Яушевых.
Стоимость магазина и дома составляла 80 000 р. – что примерно равно 44 800 000 р. в пересчете на современные деньги.
*данная стоимость посчитана очень примерно и только с целью примерного представления. За фото документа благодарим Государственный архив Челябинской области .
** https://arzamas.academy/materials/1012
Что продавали в Пассаже Яушевых?
Судя по рекламным объявлениям в газетах, особый акцент делался на постоянное обновление товаров и эксклюзивность продукции для города.
В торговом доме размещалось 3 отделения:
- рознично-мануфактурное
- оптово-мануфактурное
- оптово-галантерейное.
Магазин предлагал десятки разных тканей: батист, оксфорд, маркизет, муслин, де-лен, пике и др. Здесь можно было приобрести самые модные товары от лучших российских и заграничных фабрикантов: кружева, вуали, перчатки, ридикюли, портсигары, искусственные цветы и пальмы, зеркала, будильники, граммофоны, патефоны, аптекарские и фотографические товары.
Бабий бунт
В октябре 1915 г. во время женского бунта пострадали несколько крупных магазинов. В их числе и пассаж братьев Яушевых. В нем были выбиты огромные витрины. Впоследствии их заменили решетками с обычными оконными стеклами.
Из воспоминаний одной из участниц бунта: "Около продовольственной управы женщины стояли около двух часов, ожидая от руководителей ответа, часть собравшихся женщин пели революционную песню, которая заглушалась общим шумом и возмущением солдаток, так как к присутствующим никто с ответом не выходил. От управы женщины двинулись на Уфимскую улицу, ныне Кирова, так как работники управы, желая избавиться от настойчивых требований солдаток, спровоцировали их, сказали: «Идите на Уфимскую, там в магазине будут выдавать все». В каком магазине — не знали. Когда подошли солдатки к магазину, он оказался закрытым и никто и не думал снабжать солдаток. Провокационные действия работников управы еще больше вызвали озлобления у солдаток, поднялся неимоверный шум, море рук поднялось кверху с угрозами по адресу буржуазии, местной власти. Кто-то бросил клич — «Бейте магазины-стекла, но не трогайте товары». Женщины быстро вооружились кто чем мог: камнями, палками, кирпичом и стали выбивать стекла в магазинах. Чем больше били, тем больше росло недовольство-озлобление на местные власти. На Сибирской, ныне Труда, в магазине Яушева были большие окна с толстым богемским стеклом, которое не поддавалось разрушению, поэтому женщины у проезжего крестьянина сняли с телеги бастриг, за который ухватилось несколько человек и только им удалось выбить все стекла".
По материалам краеведа Ю.Латышева
Леонид Клевенский (1894–1977)
Бесспорно, один из значимых людей в истории музея – Леонид Клевенский.
Он происходил из дворянского рода, имел отличное образование Петербургского университета. Неудивительно, что с молодых лет он интересовался искусством и изучал его, посещал художественные студии.
С 1936 работал инспектором отдела по делам искусств в Челябинской области. В 1936—1939 гг. был директором передвижной художественной выставки «Южный Урал в живописи», сформированной из фондов выставки 1935/36 гг. «Урало-Кузбасс в живописи». Выставка сыграла огромную роль в искусстве Урала и, конечно, в истории нашего музея. В конце 1938 года Клевенский передал в Челябинский облисполком отчет о работе. В прилагаемой записке он изложил концепцию и источники формирования коллекции будущего музея.
В 1939 году было окончательно решено создать в Челябинске картинную галерею. Клевенский стал ее первым директором и руководителем восстановления здания церкви Александра Невского – первого пристанища Картинной галереи.
Роковые годы в жизни музея. Что происходило с коллекцией Картинной галереи в 1940-е?
Музей был открыт прямо перед началом Великой Отечественной войны и почти тут же был закрыт. В 40-е годы с коллекцией происходили события, о которых любому музейщику сложно говорить без боли.
К моменту закрытия в Челябинской картинной галерее хранилось 402 экспоната, которые после раздали по разным местам: 136 работ поступило в Краеведческий музей, 29 в госпитали, что-то передали театру, частным лицам. На остальные произведения вовсе не было никаких документов.
В 1944-м году оказалось, что не хватает более полутора сотни работ и десятков книг. Некоторые произведения, в том числе Ильи Репина и Ивана Шишкина, нашли в мусоре столярной мастерской. Часть работ, хранящаяся в Краеведческом музее, «употреблялась на обшивку стен и стлалась на пол, так как пол был холодный…». В кабинете заместителя начальника горотдела искусств 5 картин стояли около плевательницы, по свидетельствам 1945 года.
Трагической и до сих пор покрытой пеленой тайны остается страница 1941-1944-х гг. В 1947 уголовное дело о расхищении коллекции было закрыто. Судьба многих произведений так и остается неизвестной.
Самая популярная выставка
Одной из самых посещаемых выставок в истории Картинной галереи стала... фотовыставка «Интерпресс-фото-66», где были представлены работы советских фотографов, в том числе челябинских. Этот проект перевернул представление жителей города о фотографии.
Председатель Челябинского фотоклуба Евгений Ткаченко рассказывал: «Посещаемость была небывалая. Причина простая: наши фотографы рассказывали о земляках, о ведущих предприятиях. Таких документальных кадров люди раньше не видели. Поэтому на выставку стояла километровая очередь.»