Создание выставки — сложный творческий и организационный процесс, который ставит перед музейными сотрудниками множество задач. В этой статье специалисты по экспозиционно-выставочной деятельности нашего музея рассказывают, как сделать по-настоящему крутую и актуальную выставку.
Этапы подготовки выставки
Рассказывает специалист по экспозиционно-выставочной деятельности Александр Венергольд:
- «Разработка концепции. Куратор предлагает идею, учитывая научный интерес и предпочтения публики, определяет цели и задачи будущего проекта;
- отбор произведений. Начинается работа с предметами в фондохранилище и в электронной музейной системе КАМИС, в которую внесены фотографии и данные музейных предметов;
- согласование концепции и состава выставки с заместителем директора по науке и главным хранителем. Необходимо, чтобы тема и концепция соответствовали стратегии выставочной работы музея на ближайшие годы;
- создание заявки на выставку и подробной сметы расходов;
- после этого заявка со сметой рассматриваются директором. Раз в год все одобренные директором выставочные заявки отправляют в Министерство культуры, где специальная комиссия определяет, какие проекты будут поддержаны, а какие будут ждать своей очереди;
- если выставочный проект одобрен, начинается этап работы с выставкой: определяется место проведения и утверждаются точные даты экспонирования;
- работа со сметой: утверждается финансирование определённых закупок и услуг, необходимых для создания и проведения выставки;
- после согласования статей расходов начинается самый насыщенный этап – поиск исполнителей и заключение контрактов, закупка, создание и согласование экспозиционного плана, организация транспортировки, работа над дизайном экспозиции, подготовка сопроводительных материалов, аннотаций и этикетажа, программы мероприятий, запуск PR-кампании выставки, освещение в СМИ и социальных сетях;
- завершается подготовка монтажом выставки, который чаще всего длится 3 – 4 дня и включает в себя развеску работ в соответствии с экспозиционным планом, оформление зала, настройку света и прочие работы;
- наконец, финал! Вернисаж выставки».
Визуальное оформление выставки
Дизайнер-оформитель Евгений Синицын делится трендами и лайфхаками –как оформить экспозицию, сделать фокус на музейном предмете и заинтересовать зрителя:
· «Выставка должна погружать в атмосферу. Не просто развесили работы – и всё. Успех достигается грамотным использованием дизайнерских решений, света и цвета. Ими можно либо создать гармоничный ансамбль, либо всё испортить;
· в оформлении никогда не используйте варианты, которые первыми приходят в голову. Чтобы решение впоследствии не было слишком очевидным;
· в тренде сложные архитектурные формы в построении экспозиции при общем стремлении к минимализму: меньше предметов – больше пространства. Чтобы предметы не терялись и могли «преподнести» себя во всей своей аутентичности и оригинальности;
· человек, пришедший на выставку, как правило, не замечает всего вложенного в неё труда. Один из самых сложных моментов – это свет. Если свет выставлен правильно, посетитель никогда не обратит внимания на него. Получается, чем лучше ты сделаешь, тем меньше заметят твою работу;
· человеческий мозг анализирует больше информации, чем мы осознаем. Часто человек приходит куда-то, ему не нравится, но он не понимает, почему. А это потому, что, например, лампа светит ему в глаза, он раздражается или проходит мимо недостаточно чистой витрины. Мозг интуитивно считывает такие вещи: именно мелочи формируют общее представление о пространстве;
· хорошо, когда выставка предполагает взаимодействие. Но это не всегда нужно. Например, если выставка «взрослая», интеллектуальная (но тоже далеко не всегда). Если основная аудитория – дети, то интерактивность на первом плане. Примерами интерактивных выставок можно назвать наши проекты «КнигаКвест» и «Хронология чувств»;
· на выставке обязательно должны быть несколько уровней информации. Первый – общий, «зрительный». На втором этапе зритель начинает вчитываться в этикетки, вникать в информацию об экспонатах, искать отсылки к личному опыту. На последнем этапе восприятия люди «выходят за пределы» информационного поля экспозиции, ищут дополнительную информацию. То есть как в экстрим-парке: зеленая полоса – базовый вариант, красная – проверка на прочность, чёрная – для самых отчаянных».
Беседовала Екатерина Коляченко.