В экспозицию вошли 82 произведения живописи и графики, время создания которых охватывает два больших периода: 1910-1930-е и 1960-1980-е годы. Выставка объединяет работы из собраний екатеринбургского и челябинского музеев изобразительных искусств, а также из частных коллекций.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств представляет выставку «Великий шелковый путь в социализм. Николай Русаков и Николай Третьяков». Проект впервые познакомит зрителя с творчеством двух выдающихся челябинских художников, внесших свой вклад в формирование знаменитой уральской идентичности – той ее важной части, которая находится на юго-востоке Уральских гор, на границе Великого шелкового пути.
Николай Русаков (1888–1941) и Николай Третьяков (1925–2014) являются ключевыми фигурами в культуре Челябинска ХХ века. В их творчестве отразилась не только его своеобразная история, стремительное превращение из уездного городка в промышленный мегаполис, пытающийся жить по законам нового времени, но и особое место заняла тема человека, органично и ненасильственно включенного в окружающий социально-культурный ландшафт.
Первый челябинский художник, получивший столичное образование, блестящий педагог и руководитель изостудии областного дома народного творчества при отделе искусств Николай Русаков представлен на выставке живописью, отличающейся яркой декоративностью, где затейливым узором переплетены стили и формы символизма и модернизма, конструктивизма и русской иконы. В числе важнейших событий в биографии художника, возможно, стали заграничные поездки на Дальний и Ближний Восток, а также в такие страны, как Китай, Япония, Индия и многие другие. На протяжении полутора десятилетий картины большого цикла, посвященные его предполагаемым творческим экспедициям, занимали центральное место в творчестве Русакова. На выставке зритель увидит часть произведений из этой серии, включая восточные пейзажи, воплощающие в себе магическое обаяние диковинной природы, и любопытные сюжеты с участием привлекших внимание живописца героев: бродячих цирюльников, храмовых танцовщиц, рикш, сборщиков хлопка, гейш, заклинателей змей. Помимо этого, среди экспонатов будет представлено несколько автопортретов, а также более поздние виды уральской природы 1930-х годов, в которых Русаков, работая в рамках официального художественного канона, позволяет себе сохранить излюбленный насыщенный колорит и приверженность к свободной, текучей изобразительной манере восточной живописи.
Время волнующих преобразований в жизни города получило свое убедительное воплощение во многих графических произведениях одного из учеников изостудии Русакова Николая Третьякова, стремившегося запечатлеть брутальный характер индустриального края в образах и пластике черно-белой и цветной станковой гравюры. Однако, помимо взятого графиком вектора на раскрытие темы промышленного труда, в своем творчестве он обращался и к природным пейзажам Южного Урала, много работ посвятил его поселенцам. Все листы, включенные в экспозицию, выполненные в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта, пронизаны лирическим настроением, энергичны по своему ритмическому рисунку, передают поэтизированное виденье автора.
На примере произведений Третьякова, выполненных в техниках оригинальной и печатной графики, можно будет проследить, как усвоенная им от учителя точная работа с чистым цветом, а также оригинальное использование лаконичных образов и искаженной перспективы в духе японских гравюр обогатили его авторский художественный язык.
Выставка «Великий шелковый путь в социализм. Николай Русаков и Николай Третьяков» призвана расширить представление екатеринбургского зрителя об уральской живописи. Экспозиция из чередующихся друг с другом работ живописи и графики двух ярких и признанных челябинских художников станет возможностью сопоставить их творчество и найти в авторских стилях общие черты, имеющие прямое отношение, в том числе, к географической и ментальной близости Южного Урала к Востоку.
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств