«В основе любого музея лежит предмет, через него всё строится, все познаётся»

Вы здесь

Продолжаем знакомить вас не только с внешней частью музейной жизни, но и с людьми, которые трудятся на невидимом фронте - с сотрудниками музея.
Сегодня интервью из серии «Музей в лицах» знакомит со Светланой Петровной Судьей - старшим научным сотрудником отдела учета и хранения нашего музея.

«В командировке чувствуешь себя как в путешествии, а в отпуске сразу идёшь на экскурсию, или в музей, где бы ни находилась» – именно так начала рассказ о себе Светлана Петровна Судья, старший научный сотрудник отдела учета и хранения нашего музея. Личный интерес к работе является ключевым фактором в её карьере.

«В основе любого музея лежит предмет, через него всё строится, все познаётся», изображение №1

Для Светланы Петровны любой предмет на выставке – «говорящий». Длительный опыт и неординарное мышление позволяют ей создавать «живую» экспозицию, быть мастерским экспозиционером, располагая предметы в определенном, наиболее точном, порядке, организуя пространство вокруг зрителя, предварительно выбрав из общего числа произведений самые яркие и информативные. Свою работу героиня нашего рассказа делает с большой любовью и заинтересованностью делом, которое за долгие годы стало для неё главным.

Наш разговор со Светланой Петровной состоялся на выставке «Где кончатся Восток?», куратором которой она является. Нагрузка куратора в период подготовки и экспонирования выставки большая, но в плотном рабочем графике нашлось время и для нашей беседы.

Потому что в музее без навыка многозадачности – никуда!

- С чего началось увлечение искусством?

- Искусством я интересовалась, наверное, всегда. Моя семья никак не была связана с ним: оба родителя родились в деревне, в юности перебранись в Челябинск и всю жизнь работали на заводе. Я собирала вырезки со статьями о картинах, вела специальную папку репродукциями. Видимо, я компенсировала тягу к искусству за всю свою семью.

В 7 лет родители отдали меня в музыкальную школу по классу скрипки. Это было первое приобщение к искусству. После школы поступила в ЧелГУ, на исторический факультет. Образование историка много дало в плане понимания законов, движущих культурными процессами.

- Расскажите, какой путь Вы проделали в профессии?

- Мой стаж работы в музеях - 30 лет. Из них я 15 лет проработала в Краеведческом (ныне Историческом) музее, а другие 15 – в Музее изобразительных искусств. Когда впервые пришла в музей, сразу попала на работу с фондами. Эта деятельность для меня очень ценна, ведь в основе любого музея лежит предмет, через него всё строится, все познаётся.

В музее успела позаниматься всеми видами работ - как фондовый работник, в том числе - хранитель оружия и драгоценных металлов, как исследователь, как экскурсовод, как экспозиционер. Здесь я научилась писать статьи не только научные, но и популярные, научилась разговаривать, учитывая особенности разных посетителей, выстраивать экспозицию, донося с помощью предметов определённую мысль или настроение. Одним из главных открытий для меня стало то, что один и тот же ряд предметов можно выстроить в совершенно различные по смыслу и идеям экспозиции. Это настоящее музейное чудо – предмет может транслировать информацию!

«В основе любого музея лежит предмет, через него всё строится, все познаётся», изображение №2

-Какая особенность музейной работы для вас наиболее важна?

- В работе постоянно происходят открытия, познаешь новый материал, учишься, образовываешься. Почему одна чашка становится музейным предметом, а другая, точно такая же, не попадает в этот разряд? Порой за предметом может выстроиться целая история, судьба. Может, кто-то сидел, писал роман, который стал культовым в эпохе, и пил из этой чашки...

Завораживает то, что один и тот же предмет может побывать в разных странах, эпохах, в быту уникальных личностей – а теперь в своих руках его держу я.

- В музее всё интересно - коллекции, люди, профессии. Что хотелось бы изменить?

- Посетители, как правило, не знают, чем занимаются в музее, посетитель видит гардероб, кассу и залы с экскурсоводом. О том, какая большая работа стоит за выставкой или экспозицией, никто не знает. Она скрыта.

А как происходит сбор, научное описание и хранение предметов, как созревают и разрабатываются выставочные проекты, – посетитель не видит. Можно провести аналогию с цветком, красивым бутоном которого любуются все, корни которого скрыты.

- Что еще было в вашей карьере до работы в нашем музее?

- Параллельно с основной работой я занималась ведомственными музеями. Одним из них был музей Областного суда. Там забавная история была с моей фамилией - Судья. Ко мне прониклись особым отношением. Когда высокопоставленные гости осматривали музей, председатель Областного суда никогда не забывал сообщить им: «А у Светланы Петровны фамилия Судья», приходилось даже паспорт показывать, им очень нравилась моя фамилия (смеется).

Еще была работа над созданием городского музея школьного образования. Непосредственно занималась работой над постоянной экспозицией в Историческом музее Южного Урала. Музей изобразительных искусств особенное, главное для меня место.

- Какие темы исследований интересуют лично Вас?

- Все, что ты делаешь в музее, в большинстве случаев становится личным интересом. В командировке чувствуешь себя как на активном отдыхе, а в отпуске, куда бы ни приехал, идёшь в музей.

Больше всего работала с прикладным искусством, занималась хранением, экспонированием. Хранительская часть работы составляет большой объём: описание новых поступлений, работа с КАМИСом (музейная система для учёта и каталогизации — ред.), редактирование. В ней есть рутинность, однообразность. Наведение порядка, структурирование успокаивают, своего рода полезное переключение от волнительной экспозиционной горячки.

Важным для меня был проект с музеем заповедника «Аркаим». В течение 8 лет в рамках этого проекта было сделано 8 передвижных выставок. В музее Аркаима в основном представлен археологический материл, «добавить немного искусства» была интересной идеей для обоих музеев. Задача состояла в том, чтобы найти точки соприкосновения в темах выставок. Например, выставка «Природы создание чудесное» посвящена лошади, которая до ХХ века была вторым «я» человека, его другом, позднее ее вытеснила механика. Приручение же лошади происходило много тысяч лет назад, в обширных степях, в том числе, там, где расползается заповедник. Выставка «Восточные артефакты» - предметы Востока, с которым Степи связаны с древности великим шёлковым путем.

Искусство народных мастеров - отдельная тема в моей работе. Многолетнее сотрудничество с Челябинским государственным центром народного творчества результатом имеет регулярные совместные выставочные проекты. В этом году в залах картинной галереи выставлялись текстильные панно «Уральский локомотив».

Сейчас мы находимся на выставке «Где кончается Восток?», куратором которой я являюсь. Тема Востока для меня тоже не нова: в прошлом году мы делали выставку китайского плаката 1950-х гг «Когда Восток алел».

Фрагмент выставки «Когда Восток алел».

Фрагмент выставки «Когда Восток алел».

- О чем выставка «Где кончается Восток?»? Кто ее целевая аудитория?

- В этот раз мы сотрудничаем с Государственным музеем истории религии из Санкт-Петербурга. Предметы из Индии, Тибето-Монгольского региона, Китая и Японии. Культуры этих стран объединяет одно из мировых духовных учений – буддизм. Эта религия в каждой из стран приобрела черты местных учений. Но выставка не только об этом. Она про взаимодействие культур Запада и Востока. С одной стороны,

Глобализация не мешает Востоку оставаться индивидуальным и обособленным. Он успешно встраивает в свою систему блага цивилизации, которые дает ему Запад. С другой стороны, Запад, не переставая чувствовать превосходство, все чаще обращает внимание на восточную медицину, философию, искусство и восточные чудеса экономики.

- Что в составе выставки Вы бы назвали вашими личными «зазнобами», к чему Вы возвращаетесь вновь и вновь?

-Один из самых ярких предметов на выставке помещён на одном из баннеров - это три веселых Старца, три божества. Они излучают доброжелательность и вызывают ответную улыбку. Чем - то они напоминают китайские плакаты 1950-х годов, на которых изображены такие же доброжелательные и улыбающиеся, но уже - обычные люди.

Интересны музыкальные инструменты. Если западная музыка строится на мелодии, на найденных еще со времен Древней Греции гармониях, то на Востоке – это, прежде всего, звук, который исцеляет и создаёт внутреннюю гармонию, передаёт состояние, создаёт определенное настроение.

Интересны печатные доски с духовными текстами, схемы мандал, «зеркала» живописных свитков - тханок.... Интересны все 130 предметов, размещённые в залах.

Вернисаж и фрамгенты выставки «Где кончается Восток?»

«В основе любого музея лежит предмет, через него всё строится, все познаётся», изображение №5

«В основе любого музея лежит предмет, через него всё строится, все познаётся», изображение №6

1 из 3

Вернисаж и фрамгенты выставки «Где кончается Восток?»

-С чем связана Ваша любовь к Востоку?

- Несколько лет назад я побывала в Китае, окунулась в атмосферу спокойствия, красоты и гармонии. Пекин - огромный город, где сосуществуют более двадцати миллионов людей без суеты, толчеи и криков. ... После возвращения нужно было адаптироваться к прежней жизни в родном городе.

- Вернемся к Вашей работе. Каковы её особенности в качестве куратора?

- Ответственность за всё сразу. Ты связываешь десятки нитей в одно целое, в единый проект, который обязательно нужно сдать в срок. Но, конечно, радует, что это по большей части творческая работа.

- Вы помните первые выставки, которые Вы курировали?

- Первой самостоятельной выставкой, которую сама предложила и сделала, была «Из истории вещей» в Краеведческом музее. Интересно было показать, как тяжёлые угольные утюги трансформировались в электрические, как занятие швеи прошло путь от швейки- к Зингеру и современной швейной машине, как рубель и стиральная доска стали стиральной машиной, как музыкальные механизмы - часы и шкатулки превратились в магнитофоны и музыкальные центры. Особенно приятно было заводить ручкой патефон, опускать иглу и слушать сквозь треск голоса комиков самого начала 20-го века: «-Здравствуй, Бим! - Здравствуй, Бом!»

- Какие выставки так и не удалось осуществить?

Во время работы в Краеведческом музее очень хотелось сделать выставку «Мужчина и женщина в Союзе». Слово «союз» трактуется и как Советский Союз, и как партнёрство.

Еще было желание показать советский бытовой китч. Из предметов – коврики, с богатырями и оленями, часы-ходики с мишками, слоников, вазочки и шкатулки из открыток... Хотелось показать эстетику быта человека того времени.

Надеемся, что творческие задумки Светланы Петровны когда-нибудь станут её новыми проектами. Ну, а пока мы приглашаем всех посетить выставку «Где кончается Восток?», ведь именно к вам, жителям области двух частей света, обращён этот вопрос.

Беседовала Дарья Золина.

Фотографии Ильи Бархатова.