Два живописных полотна и одну икону из собрания музея обследовали на рентгене в Челябинской областной детской клинической больнице.
Зачастую реставраторам при работе с произведениями искусства необходимо понимать, какие процессы происходят внутри красочного слоя живописи. Чтобы получить эту информацию, не разрушая поверхности произведения, реставраторы используют метод рентгенографии. Он был разработан для изучения внутренней структуры объектов, чаще всего применяясь в медицине, но очень быстро, уже в 1919 году по инициативе И. Э. Грабаря, нашел применение в изучении предметов искусства. Челябинский музей изобразительных искусств не в первый раз прибегает к использованию рентгенографии. Так, в 2013 году три иконы из коллекции древнерусского искусства – «Покров», «Успение», «Спас с чудесами», принадлежавшие ранее московскому купцу-старообрядцу Л. И. Осипову (1766–1825), были исследованы методом стратиграфии на компьютерном томографе Челябинского областного клинического онкологического диспансера с целью визуализации и документального подтверждения составного характера деревянной основы. А в 2015 году специалисты сектора экспертизы и реставрации объектов культуры при УрГУ с помощью рентгена помогли установить имя автора полотна «Батальная сцена». Им оказался известный голландский художник-баталист XVIII века Ян ван Хухтенбург.
На этот раз партнером музея стала Челябинская областная детская клиническая больница. Художник-реставратор музея Виктор Чичиланов доставил на исследование в рентгенологическое отделение три живописных произведения, чтобы подтвердить или опровергнуть предположения музейных специалистов. Самым загадочным «пациентом» стала икона Богоматери Владимирской, датированная XIX веком. «Доска, на которой она написана, - рассказал Виктор Чичиланов, - в своей структуре неоднородна и состоит из разных досок. Рентген, проходя сквозь материал, показал это на снимке. Проявился ряд факторов, говорящих о том, что икона, изначально написанная на этой доске, может иметь более раннюю датировку. Это всё предстоит изучить досконально».
Также с помощью рентгена исследовали две живописные работы 30-х годов XX века с целью атрибуции и, в частности, установления авторства. На одной из работ в процессе реставрации был обнаружен портрет мужчины, предполагаемого автора картины. Дальнейшие исследования должны подтвердить или опровергнуть это предположение.
Собрание музея содержит более 17 000 предметов, отражающих развитие регионального, русского, западноевропейского, восточного искусства. Музей планирует дальнейшее исследование произведений из коллекции с помощью современного медицинского оборудования. Предварительные договоренности о дальнейшем сотрудничестве с областной детской больницей уже достигнуты.
Музей изобразительных искусств выражает благодарность руководству и сотрудникам Челябинской областной детской клинической больницы за оказание помощи в проведении исследования произведений искусства.