Русский фарфор

Вы здесь

«Лучшее искусство – русский фарфор».

М. Врубель

Коллекция русского фарфора и фаянса  XVIII начала XX века формируется в Челябинском государственном музее изобразительных искусств с 1960 года. В соответствии с приказом Министерства культуры РСФСР № 811 от 8 сентября 1960 года из Государственного исторического музея было передано 35 произведений  русского фарфора, среди которых изделия Императорского фарфорового завода, частных заводов  Гарднера,  Попова, братьев Корниловых, Сипягина, Масленникова, М. С. Кузнецова, И. Е. Кузнецова и других заводов.
В 1964 году, согласно приказу Министерства культуры РСФСР № 28 от 20 января, четыре предмета было передано из Новосибирской картинной галереи. В дальнейшем коллекция русского фарфора пополнялась закупками и дарами частных лиц из Челябинска и области.
Коллекция русского фарфора небольшая, в её составе   173 предмета ведущих русских фарфоровых заводов.
Изделия Императорского фарфорового завода, их всего семь, выполнены в разные периоды деятельности предприятия. Две тарелки с «ситцевым» декором и лоток с цветочной росписью относятся ко времени правления императрицы Екатерины II, помечены её маркой и датируются 1760 – 1790 – ми годами. Эти изделия, простые по форме и росписи, относятся, к так называемой, «расхожей посуде», которая в больших количествах выпускалась на ИФЗ по заказу Придворной конторы и использовалась для обслуживающего персонала Зимнего дворца и других императорских резиденций. Несомненным украшением коллекции являются тарелки  в стиле ампир из гербового сервиза, выполненного по заказу князя Б. Н. Юсупова в 1820 году, расписанного французским  художником Ж. - Ф. - Ж. Свебахом, работавшим по приглашению на ИФЗ. Предметы относятся ко времени правления императора   Александра I.
В отличие от Императорского фарфорового завода, который работал только на нужды двора, частные производства работали в расчёте на широкого потребителя, стремились не отставать от новых тенденций развития искусства, соответствовать новым веяниям времени и учитывать вкусы разных слоёв общества.
Продукция первого российского частного завода Ф. Гарднера  в нашей коллекции представлена более широко. Кроме различных посудных форм – тарелок, чайных и кофейных пар различных форм  и росписи, наибольшую ценность представляет знаменитая гарднеровская скульптура 1850 – 1870 - х годов, из раскрашенного бисквита, посвящённая жизни крестьян и городских низов. Такая скульптура пользовалась огромным спросом, как в России, так и за рубежом, и её ценность с каждым годом растёт. В нашей коллекции представлено пять скульптур этой серии: «Разносчик», «Танцующий крестьянин», «Горькая доля», «Крестьянка, ведущая мужа из кабака», «Мужик с краюхой хлеба». В фарфоровой пластике Гарднера нашли отражения  и другие темы: войны 1812 года -  скульптура «Раненый французский улан»; литературные образы Н. В. Гоголя – Плюшкин и Собакевич, выполненные по иллюстрациям А. Агина к книге «Сто рисунков из сочинения Н. В. Гоголя «Мёртвые души».   Завод А. Попова, ориентированный на изделия частных заводов Германии и Франции и отличавшийся прекрасным качеством « белья, представлен в нашей коллекции редко встречающимися изделиями. Это кофейник с носиком в виде птичьей головки, грелка для чайника и чернильница «Изба».  (Витрина № 2). Изготовление таких чернильниц было сложным процессом, так как каждая деталь лепилась  отдельно. Подобные пластические композиции выпускали только три российских завода: Гарднера, Попова и Сафронова, что говорит о высокой квалификации мастеров лепщиков на этих заводах.
Заводы Братьев Корниловых, Сипягина, Масленникова, Куриновых, Храпуновых – Новых не имеют таких историй, как заводы Гарднера и Попова. Они существовали недолго и их продукция в нашем собрании представлена единичными образцами хорошего качества. Среди них, великолепная пасторальная скульптура «Пастушок с дудочкой», завода братьев Корниловых, кувшин - квасник с юмористическими надписями завода Сипягина, майоликовая тарелка завода Масленникова в неорусском стиле, без сомнения, могут быть украшением любой коллекции.
Продукция заводов «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова и «Товарищества на паях  И. Е. Кузнецова», которые во второй половине XIX века монополизировали производство фарфора в России, представлен а в нашем собрании в основном посудными формами разных «фасонов», времени исполнения и стилевого разнообразия.   Это тарелки в неорусском стиле по мотивам русских былин,  изделия в стиле модерн самых причудливых и не очень удобных в употреблении форм: маслёнки «Барашек», «Рак», «Груша», кувшин «Кукуруза» Тверского завода М. С. Кузнецова. Великолепные вазочка и шкатулки разной формы из бело - зелёного бисквита Дмитровской фабрики М. С. Кузнецова.  ),тарелки по мотивам русских народных сказок по иллюстрациям И. Я. Билибина, фабрики И. Е. Кузнецова. 
Каждый предмет в нашей небольшой коллекции русского фарфора – чайная пара с простым цветочным узором, или предметы сервиза, принадлежавшие знатному лицу, когда – то были частью их семейных историй и традиций. Особенно  ценные, памятные изделия бережно хранились и передавались по наследству. Но, поступив в музей, они приобрели иной статус – музейного памятника, став частью национального культурного наследия.

Галина Медведева,
старший научный сотрудник