А мы продолжаем наше знакомство с экспонатами выставки «В фарватере Айвазовского. Живопись и мемориальные предметы из собрания Центрального военно-морского музея г. Санкт-Петербурга»
Боголюбов Алексей Петрович
Вечер на море в Нормандии. Этюд. 1857-до 1873 г.
Один из 221 «Живописных этюдов», переданных А.П. Боголюбовым в коллекцию Императорской Академии художеств (ИАХ) в 1873 году перед его переездом во Францию. В своих мемуарах 1880-х гг. «Записки моряка-художника», Алексей Петрович вспоминает, что никогда не дорожил своими картинами так, как этюдами, и неохотно с ними расставался. Вероятно, это произошло потому, что в начале своего творческого пути, находясь под влиянием И.К. Айвазовского, художник некоторое время следовал его совету «писать всё сразу» и не был доволен результатом. Учеба в ИАХ и пенсионерская поездка 1853-1860-х гг. по Европе окончательно повлияли на формирование его творческого стиля. Корпус этюдов 1854-нач.1870-х гг., переданный в ИАХ как наглядные учебные пособия для студентов, можно рассматривать как творческую лабораторию художника – начав в эпоху романтизма, испытавший сильное влияние барбизонской школы, работая в жанре реализма, мастер так и не переступил черту, которая позволила бы назвать его импрессионистом. Даже в поздних этюдах 1880-х гг., предметы, несмотря на экспрессивную легкость мазка, не потеряют своих реальных форм. Вместе с тем, неоспоримым является тот факт, что художника с уверенностью можно назвать прародителем нового русского пейзажа, исследующего природу натуры – пейзажа-впечатления.
Пейзаж, представленный на выставке, относится к серии этюдов, написанных Боголюбовым в его любимой Нормандии, в районе Дьеппа. Силуэты рыбаков на фоне моря, сливающегося с бескрайним небом, лодки и пляж словно окутаны особой атмосферой вечернего влажного воздуха побережья с отблесками ушедшего солнца на гребнях низких туч.