«Пусть расцветают сто цветов...» Китайский агитационный плакат 1950-х гг. в Ирбитском Государственном музее изобразительных искусств

You are here

Translation of materials into English is under development.

Перевод материалов на английский язык находится в разработке.

Дата начала: 
08.08.2024
Дата окончания: 
15.10.2024

Китайский плакат из фондов Челябинского государственного музея изобразительных искусств экспонируется в Ирбитском Государственном музее изобразительных искусств.

В собрании Челябинского государственного музея изобразительных искусств, откуда прибыла выставка, находится около 200 плакатов этого времени, изданных в Пекине и Шанхае. Пятьдесят из них представлены зрителю. Массовый агитационный плакат – детище социальных потрясений XX века.

В самом начале XX века технология офсетной печати позволила выпускать полиграфическую продукцию неограниченными тиражами. Именно во времена революций и войн идеи и их воплощение нуждались в поддержке народных масс.

Часто агитационный плакат был единственной возможностью донести самые важные и насущные задачи перед обществом до каждого его члена. Яркие образы, короткие точные фразы, личностная обращенность - основные средства воздействия на разум и эмоции человека. История социальных движений в Китае, закончившихся победой коммунистической партии и образованием Китайской Народной Республики в 1949 году, напрямую связана с пропагандой. Один из лидеров Китайской партии коммунистов, писатель и общественный деятель Лу Синь считал, что победу прогрессивным силам обеспечили художники и граверы, массово вставшие на сторону коммунистов.

Строительство заводов и электростанций, всеобщее образование, формирование новых отношений в семье, развитие физкультуры и спорта, борьбу за мир, защиту от внешних врагов – все эти процессы созидания нового государства немногословно, ярко и эмоционально отражают плакаты и лубки, равноправно участвуя в этом процессе. Китайский пропагандистский плакат имеет свои художественные и стилистические особенности. Он несет черты национального изобразительного искусства, обращаясь к традиционному лубку, а также использует достижения наглядной агитации Советского Союза. Многие китайские мастера политического плаката прошли обучение в СССР. В 1950-е годы в агитационном направлении революционного Китая трудились около 400 художников. Иногда над одним плакатом работали два, а то и три автора. Среди них есть видные представители китайского изобразительного искусства того времени: карикатурист Тао Моу-цзы; президент Центральной академии изобразительных искусств Гу Юань; специалист по народному творчеству в плакатном искусстве Фан Цин; выпускница Ленинградского института живописи имени И.Е. Репина Дэн Шу. Название выставки «Пусть расцветают сто цветов...» представляет собой цитату, первую часть лозунга «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ». Выражение принадлежит лидеру Коммунистической партии Китая Мао Цзедуну (1893- 1976). Являясь государственным, и политическим деятелем, создателем современного Китая, Мао Цзедун обладал поэтическим даром и образностью речи. Многие выражения его цитировались, служили самостоятельными призывами или названиями к политическим статьям и агитационным плакатам