Живопись и графика из собрания Челябинского государственного музея изобразительных искусств.
«… К чему дорога, если она не приводит к храму?»
(кинофильм «Покаяние», реж. Тенгиз Абуладзе, 1984г).
Как правило, соборы и приходские церкви были и остаются сакральными центрами сел и городов, стягивающими в одно целое всю архитектонику населенного пункта, определяющим логику его планировки. Благодаря сложившемуся за многие столетия своеобразию архитектурного облика, православный храм несет в себе прямое напоминание об истории и культуре нашей страны, уходящих корнями в заповедную древность. Символизм храмового зодчества выражает силу и величие подвигов народа, патриотизм и свободолюбие, твердость и непоколебимость веры, поэтому неслучайно, что русский народ, воздвигая храмовые сооружения, увековечивал знаменательные события своей истории. Образ храма – это не только вопрос архитектуры, он является одним из главных понятий в религиозной жизни различных культур, в философии и искусстве.
Православный храм - излюбленная доминанта русского пейзажа. В экспозиции представлены произведения 22 авторов, созданные в период с конца XIX до конца XX века. Наиболее ранним является романтический «Пейзаж с мельницей и церковью» путешественника, писателя и художника Н.Н. Каразина. Картины первых десятилетий двадцатого века наполнены живописностью и выразительностью выбранных ракурсов: панорамным видом Плёса П.И. Петровичев подчеркнул спокойное и степенное движение Волги вдоль живописных холмистых берегов с церквями, приветливо светящимися среди густой листвы. Г.В. Федоров, выбирая «непарадный» вид Троице-Сергиевой лавры, предлагает полюбоваться древними стенами, которые, благодаря игре света и красок выглядят свежо и юно.
Несмотря на антирелигиозную политику в СССР, в 1940-х-1950-х годах, художники продолжали рассказывать о красоте древнерусской архитектуры. Одним из любимых пейзажных сюжетов была Троице-Сергиева Лавра. Мастера ездили на этюды в Загорск, как тогда назывался Сергиев Посад, писали на пленэре, создавая живые, тёплые образы (пейзажи П.А. Радимова, Н.И. Дрючина). Другой пластической линией искусства этого времени является документальный, архитектурно-достоверный пейзаж, ставящий целью зафиксировать, сохранить в памяти облик соборов и монастырей (гравюры И.И. Варакина, А.И. Иглина, С.И.Герштейна). В 1970-1980-е годы в обществе появилась тенденция к оживлению интереса к древнерусскому искусству, которая, в том числе, характеризовалась обращением части советской интеллигенции к православию, коллекционированию икон, туристической активностью по городам Золотого кольца, что нашло отражение и в изобразительном искусстве (гравюры А.А. Казанцева, автолитографии О.Г. Кукушкина).
Южноуральская тематика представлена работами известных мастеров. Среди них - акварельные исторические пейзажи - реконструкции Ю.П. Данилова.Будучи архитектором и художником, автор педантично воссоздавал облик старого Челябинска по старым фотографиям, в том числе – виды уничтоженных или пострадавших в советское время храмов. Ряд произведений является результатом поездок художников «с этюдником за плечом» по Челябинской области. Это топографически точные, хорошо узнаваемые пейзажи Н.И. Черкасова, В.В. Бубнова, А.В. Ладнова. В них храм предстает центром повседневной жизни, значимой частью мира простого человека. Ряд произведений создан челябинскими авторами в результате путешествий по стране - С.В. Селиверстов, Д.Н. Сурин, Я.З. Корсунский вдохновлялись поэтически-былинной красотой церквей и монастырей средней полосы России.
Особое место на выставке занимают работы символической направленности, такие как «Сон» Я.З. Корсунского, невольно напоминающий легенду о Китеж-граде и предельно лаконичное «Село Кузнецкое» В.Г. Мишина, где смысловым центром картины является маленькая белая церквушка, объединяющая беспредельное пространство неба и земли. Земное и небесное...