«Большие и малые. Портрет родного края»

You are here

Translation of materials into English is under development.

Перевод материалов на английский язык находится в разработке.

Дата начала: 
14.07.2023
Дата окончания: 
14.07.2027

«Родная сторона. С художниками по Челябинской области»

«Отечества родного сладковатый дым,
Всегда со мной - вот Родины начало!
Кто малой родину зовет - я спорю с ним,
Любви в определении так мало!»

Л.Бессонова

Малая родина… Как часто именно она питает человека вдохновеньем, силой и радостью! Города и поселки Челябинской области, большие и малые - не просто точки на карте, это подлинные крупицы истории края, чей-то родной исток. Возникнув на месте первых заводов, чаще всего обусловленные производственной необходимостью, населённые пункты постепенно вырастали в уютные и компактные городки, каждый из которых по-своему уникален – будь то природа или характер местных жителей. В каждом уголке Челябинской области – есть своя изюминка, свои предания, свои герои.

Счастлив город, отмеченный вниманием художника! Взгляд творца удивительно преображает реальность – он видит сердцем и способен отобразить в своей картине то, что будет не замечено равнодушным обывателем. В коллекции Челябинского музея изобразительных искусств можно найти множество произведений, посвященных малой родине - Южному Уралу.

Третьяков Н.Я. (1925-2014), «На Южном Урале», 1950-е гг., х.м.

Выставка рассказывает о населенных пунктах Челябинской области через их историю и природу, через судьбы людей. Несмотря на то, что в центре внимания художников сам Челябинск появляется значительно чаще других, природа, малые города и поселки тоже составляют неотъемлемую часть художественного портрета области.

Меркулов В.П. "Демидовский завод". 1980-ее гг.

Предлагаем вам посмотреть на Южный Урал глазами художников, совершить путешествие по большим и малым его городам – и открыть с иной стороны для себя родные и любимые места.

Третьяков Н.Я. (1925-2014), «Озеро Зюраткуль»,1959 г., х.м.

Знакомясь с произведениями, стоит отметить разные подходы, с помощью которых художники раскрывают душу местности, подчеркивая ее неповторимость. Один из самых излюбленных путей – это город в своем природном ландшафте, где он предстает в узнаваемых видах и панорамах. У каждого селения и местечка есть, как правило, свои особенные приметные черты, по которым происходит радостный момент узнавания. Другой подход – это взгляд сквозь призму истории, когда прошлое оживает в событиях и персонажах. Эта тема всё чаще появляется в искусстве с конца 50-х годов и остается востребованной до настоящей поры. Но самый ценный и точный подход – это понимание малой родины изнутри. Тот редкий, счастливый случай, когда художник родился или долго живет в этом месте. Город – как место жизни, вдруг открывается зрителю самым глубоким проживанием автора, чувствованием его пульса. Далеко не каждому автору дано открывать недоступные тайны места– беглый взгляд случайного гостя не умеет срастись с окрестностью, дышать одним дыханьем.

Черкасов Н.И. (1919-2013), «Старый завод», 1989 г.

Самые ранние произведения, передающие облик городов Челябинской области в собрании музея, относятся к 30-м годам прошлого века. В это время с целью запечатлеть великие стройки на Урал отправляются бригады живописцев. В этих произведениях слышен возвышенный бравурный гимн стремительной индустриализации. На полотнах живописцев – заводские цеха и передовики, рудники и техника, но среди бурной деятельности нельзя не заметить живописные горы и озера. Помимо официального заказа на торжество промышленных строек, словно исподволь, возникают у художников лиричные пейзажи. Возвышенную и тонкую красоту родной стороны видим мы и в творчестве челябинского художника Николая Русакова – в 1936 году в его творчестве начинается уральский цикл. Николай Афанасьевич вместе с учениками выезжал на пленэры в разные уголки челябинской области, в стремлении передать не только внешнюю красоту, но и богатое ее этническое разнообразие.

Русаков Н.А. (1888-1941), «Инструментальный комбинат имени Ленина. Златоуст», 1936 г., бумага, акварель.

Поколение художников 50-60-х годов уже более целенаправленно обращалось к образу малой родины, выезжая на пленеры, фиксируя в альбомах растущие города и суровые уральские пейзажи. Эти работы отмечены тщательным подходом к отображению реальности - внимательной фиксацией и точностью в деталях.

Фехнер Д.Ф. (1897-1973), «Златоуст. Уральский завод» Лист из альбома "Южный Урал",1948 г., линогравюра.

В работах следующего поколения челябинских живописцев, и в особенности у графиков, отношение к заводским городам и в целом уральским поселкам стало меняться в сторону большей романтизации. Так постепенно выкристаллизовывался некий обобщенный образ уютного рабочего городка, укрывшегося среди гор и пруда. На гравюрах Н.Черкасова и Н.Третьякова природа и завод органично дополняют друг друга и сосуществуют в гармонии, как и на живописных пейзажах Александра Бурзянцева и Ивана Болотских.

Черкасов Н.И. (1919-2013), «Три завода», линогравюра

Выставка «Большие и малые» - это путешествие по уголкам нашей области – представление хотя и фрагментарное, но совершенно особенное, возможность посмотреть глазами творца, почувствовать трепетным сердцем художника. Выставка – это и знакомство с неизвестными уголками области, и счастливое узнавание родного пейзажа. Каждое следующие десятилетие демонстрирует меняющийся подход общества в отношении промышленного города, проходя путь передачи образа от патетически-возвышенного и романтического до тревожного и унылого. А каков наш край на самом деле?

Сатка

Сатка – один из самых интересных и красивых городов Южного Урала. Необычайно живописный, запоминающийся городок компактно вписан в панораму гор природных и рукотворных.

Колесов Е.М.(1950-2022) «Сатка. Старый металлургический завод», 1985 г.

Основанный в 1754 году, на слиянии рек Большая и Малая Сатка, металлургический завод имеет богатую и интересную историю – были и крестьянские волнения под предводительством Емельяна Пугачёва и даже посещение завода императором Александром I. В самом конце 18 века вблизи Саткинского завода были обнаружены залежи синего камня - магнезита. Этот минерал обладает огнестойкими качествами и незаменим при выплавке металлов. С открытием месторождения был построен комбинат по производству огнеупорных изделий «Магнезит», который и по сей день является главным градообразующим предприятием.

Бубнов В.В.  Старая Сатка. ЧГМИИ-КП-14233 Г-7615_1.jpg

Бубнов В.В. (1930-2013), «Старая Сатка», 1989, бумага, уголь.

Московский художник Борис Яковлев одним из первых советских художников обратился к жанру индустриального пейзажа, воспевающего романтику социалистического строительства. В 1933 году он впервые приехал на Урал, в Сатку, результатом поездки стало произведение «Рудник». На картине, побеждая отступающую под их напором синеву гор, разворачиваются перед зрителем желто-охряные отвалы рудника. Лента дороги, с движущейся по ней техникой, задает композиции особый динамизм и живость.

В 1930-е годы приехал в эти места и ленинградский художник Константин Соколов с целью зафиксировать строительство комбината. О жизни и творчестве К.Соколова известно совсем немного, но без сомнения выделяют его из общего ряда советских художников такие особенности как близкая дружба с Сергеем Есениным и созвучное поэту тонкое чувствование мира. Он умел вдохнуть нежность и лирику в каждое свое произведение – будь то пейзаж или заводской цех. Стройка комбината, карьеры и окрестности Сатки достоверно реальны, но в то же время волшебно одухотворены и наполненным светящимся воздухом.

 

Настоящую живописную летопись городу сложил Александр Геннадьевич Суханов.  Самобытный художник родился и всю жизнь прожил в Сатке, мечтал стать художником,  с детства рисовал, но так и довелось ему получить полноценного профессионального образования.

Оставаясь самоучкой, и впитывая в себя тенденции и черты современной живописи, он смог выработать свою узнаваемую живописную манеру. В его почерке сошлись и его увлечение художниками уфимской живописной школы, с ее декоративностью, тяготением к яркому сочному цвету, и его собственный особый подход к выбору сюжетов , а также такой отличительный приём, как использование в качестве основы необычных материалов - половиков, плюша, тюли. Малая родина была ведущей темой в творчестве Суханова, Сатка - живая и непосредственная, раскрывается в персонажах- людях и животных, в природе и легендах о прошлом. «Зыбкий, маревный, полный тихим волшебством русский мир», так охарактеризовал картины Суханова писатель Захар Прилепин.

Карабаш

Как многие другие городки области, свою историю Карабаш ведет с основания завода - в начале XIX века в долине реки Сак-Елги были открыты залежи медной руды. Название Карабаш – «черная голова» получил от одноименной горы, сложенной темными вулканическими породами.

Производство меди постепенно привело к тому, что постепенно название города стало нарицательным и стало ассоциироваться с зоной экологического бедствия. Лишенные растительности окрестности, отвалы отходов медного производства, наполняющие воздух удушливой взвесью – это узнаваемый «лунный» ландшафт города.

Художники в этих краях оказались в начале 30-х годов прошлого века с главной целью запечатлеть активное биение индустриальной жизни. Медеплавильный завод Карабаша обеспечивал треть выплавляемой меди в СССР и виделся тогда, как и все заводы, гарантом промышленной мощи страны. На панораме А.М. Соколова Карабаш предстает скорее курортным городом – окутанный теплым солнечным светом раскинулся он в живописной долине, над темными домишками поселка возвышается подобно горе сияющая громада завода. Бесспорно, это мечта о светлом будущем.
Соловьев А.М.  Карабаш ночью. ЧОКГ-КП-118 Ж-114_1.JpG
Соловьев А.М.  Карабаш ночью.

Не такие красочные, но не менее интересны зимний и ночной виды Карабаша, написанные этим же художником.

Автор этюдов – Александр Михайлович Соловьев был личностью незаурядной и противоречивой. Дворянин по происхождению, свое художественное образование он получил в Казани, у Николая Фешина, а далее продолжил в Академии художеств. Активный участник белого движения, Соловьев и с приходом советской власти непостижимым образом сумел продолжить занятия живописью. Основным жанром художника в это время становится пейзаж.

В 30-е годы в составе художественной бригады он оказался на Урале. В Карабаше он создал 3 живописные работы. Соловьёв назвал их этюдами, но это не означает их незавершенность, напротив, художник помогает ощутить их спонтанность, непосредственность и свежесть. Его импрессионистические пейзажи небольшого формата, имеют цельную композицию, умело передают освещённость, время дня и состояние атмосферы.

Небольшая по формату картина «Шахта в Карабаше» по времени написания приходится на период обозначения явного экологического и экономического кризиса. Начинают закрываться шахты, население массовое уезжает в поисках лучшей жизни. Художник ясно дает почувствовать это печальное состояние – хмурые серые тучи поливают дождем ржавые бока отвалов.

Смирнов А.М. (1937-1987), «Шахта в Карабаше», 1978 г., х.м.

Алексей Михайлович Смирнов – мастер психологического портрета жанровой и исторической картины, свое художественное образование получил в Ленинграде, а в Челябинск приезжает в 1965 году. Не смотря на то, что здесь он представлен индустриальным пейзажем, знаковые произведения в его творчестве посвящены Великой Отечественной войне, где он по-другому осмысляет судьбу победителей. Остро ощущающий время, Смирнов создавал психологически точные портреты своих современников.

Бакал

С открытия богатейших месторождений железной руды в 1755 году начинается история этого небольшого городка. На гербе Бакала изображена аллегорическая фигура рудокопа сдвигающего горы, которая как нельзя точно отражает образ этого места. В этих краях поражает воображение торжество человека над недрами природы – вздымающиеся глыбы диких скал безропотно отступают перед горнодобытчиками. Около Бакала расположены 10 карьеров с глубиной 200 метров, окруженные отвалами достигающих до 70 метров высотой, они создают безжизненный фантастический ландшафт.

Художники часто обращаются в своем творчестве к историческому прошлому края, делая зримой далекую историю. Василий Неясов – мастер исторической тематики и портретист, его работы вдохновлены Уралом, знаменитыми земляками, красотами местной природы. Его работы отличает яркая эмоциональность и импрессия. Бакальский рудник на эскизах Василия Неясова предстает местом тяжелого, изнурительного труда крепостных крестьян, вполне созвучно духу советской живописи своего времени.

На небольших пейзажах Ивана Платоновича Мешалкина Бакал предстаёт живописнейшими видами. Творчество этого мастера всегда было определено непосредственным взаимодействием художника с дикой природой. Участник нескольких арктических экспедиций, он много путешествовал в поисках натурных впечатлений. Мешалкин оказался на Урале в начале 30-х годов в составе группы ленинградских художников. Перед живописцами стояла задача запечатлеть строящиеся заводы, бурно разрабатывающиеся месторождения, индустриальный триумф человека. Однако художник, словно невольно стремится именно это оставить за кадром – перед взором зрителя открывается уходящая вдаль панорама гор, стройные елочки, сиротливо примостившиеся на охряных склонах.

Неудивительно, что объектом внимания художника на подъезде к Бакалу стал живописный природный объект – скала Шихан. Неправильной формы кварцитовый останец напоминает клык или зуб. Четкий профиль Шихана привлекал к себе путешествующих в этих краях - в далеком 1899 году здесь побывал ученый Д. И. Менделеев, и сейчас многие делают памятные фото на фоне его выразительного профиля. Прямо у подножия скалы, параллельно автомобильной дороге, вьётся трасса ралли для внедорожников «Южный Урал».

Николай Иванович Черкасов неоднократно бывал на Бакале, его завораживали эти рукотворные горы и карьеры на дне которых даже огромная техника казалась игрушкой. Такие пейзажи в линогравюрах выглядят особенно выразительно – ритмы линий, спиралей, лаконичность монохромного высказывания. Гравюра «Бакал. Горняцкий поселок» позволяет увидеть много интересных деталей - открывается вид на главную улицу Ленина, железную дорогу, слева виден Дом культуры горняков, а наверху, по склону холма, едет маленький паровоз, который тянет за собой вагончики с добытой рудой.

Троицк

Город привлекает художников, прежде всего своим историческим прошлым – Троицк их излюбленное место для выезда на летние пленэры. Очарование уютных улочек с купеческими домами, мощь стен Троицкой крепости – рождают художественный образ города.

В Троицке долгие годы жил и работал Николай Левшич, его творчество связано с городом неотрывно. Свою трудовую деятельность он начал в 1970 году в качестве художника-оформителя. Левшич и его супруга Галина Михайловна, выпускница Пензенского художественного училища, оказались в городе единственными на то время профессиональными художниками. Работы Левшича отличает импрессионистическая манера – быстрыми, легкими мазками запечатлевал он живописные пейзажи окрестностей и укромные уголки старого города. Такая манера позволяет передать фактурную вещественность предметов, трепетное состояние воздуха и света.

Среди других произведений заметно выделяется церковь, благодаря лаконичной композиции и сдержанному колориту сюжет приобретает философское звучание и символизм.

Церковь Ильи Пророка, с картины Николая Левшича, была построена и освящена в 1895 году, она состояла при тюрьме, поэтому и имела соответствующее название. Эта церковь – единственный в городе храм неовизантийского стиля. Четверик здания с северной и южной стороны имеет по три фигурных окна и украшен высоким фронтоном. С запада пристроена теплая паперть, а с востока – прямоугольной формы алтарь. Венчает здание сферический купол, покоящийся на 12 оконных арках. Уже в 20-е годы церковь была закрыта, и помещение занято военным ведомством. После Великой Отечественной войны и до 1968 года в здании располагался городской архив, а затем лыжная база.

Миасс

Город возник на реке Миасс, по которой и получил свое имя. Название реки могло произойти от тюркского языка, означая «малая топь». История поселения начинается с устройства в долине реки медеплавильного завода в 1773 году. Но прославили Миасс золотые самородки и богатые минералами недра Ильменских гор, активное освоение которых началось в начале 19 века. Несколько десятилетий миасская долина была главной золотой кладовой России. Современный Миасс один из крупных городов Челябинской области, он знаменит своим автомобильным заводом выпускающим большегрузные автомобили и предприятием которое производит компоненты для баллистических ракет и входит в структуру «Роскосмоса».

Батталов Ю.З., «Миасские дали», 2018, х.м.

На картине Юрия Батталова «Миасские дали» город предстает небольшим, уютным и утопающим в зелени. Множеством небольших мазков, лепит художник кроны деревьев, здания, горы на горизонте. Художественная манера автора, предпочитающего чистые цвета и декоративные приёмы, позволяет увидеть Миасс непосредственным взглядом удивленного ребенка.

Город Миасс представлен в коллекции музея, прежде всего картинами отражающими природные красоты – мягкое обаяние Ильменских гор, живописные долины реки Миасс и, конечно же, озером Тургояк.

А. Сабуров (1905-1983), «По дороге в Тургояк», 1950-е, к.м.

Никольский Е. В., «У подножия Ильмен», 1951, х.м.

Картина Никольского Е. «У подножия Ильмен» открывает перед зрителем широкую панораму миасских окрестностей. Никольский Евгений Васильевич (1917-1978) живописец, график начинал свой творческий путь с изостудии ЧТЗ в Челябинске, участник ВОВ. С1948 года Никольский жил и работал в Миассе, более 30 лет преподавал в изостудиях города. В своём творчестве художник уделял большое внимание натурным зарисовкам и много времени проводил в лесу, на этюдах. Никольский предпочитал акварель другим техникам, и поэтому даже выполненная маслом, картина из собрания музея оставляет ощущение легкости и естественности.

Удивительный Тургояк притягивал взоры челябинских графиков – на рисунках Бубнова, гравюрах М. Ткачева и Д.Фехнера – озеро каждый раз раскрывается по-иному.

Кыштым

Кыштым — старинный город в Челябинской области. Он впечатляет великолепной усадебной и храмовой архитектурой XVIII-XIX веков, уникальными природными парками и культурным колоритом русской провинции.

На картине Н.И.Черкасова «В старом Кыштыме» художник словно приглашает зрителя заглянуть в его жизнь городка, стать здесь своим. Николай Черкасов очень любил горнозаводский Урал, он писал его и летом и зимой, не по разу возвращаясь в полюбившиеся места. В сотнях рисунков, гравюр и картин он не только слышит пульс города, но чувствует его душу. В этой живописной работе Черкасова всё выглядит живым и имеющим характер – движутся старые домишки, облака, дым из труб, что-то выглядывает подбоченившийся фонарный столб. Однако, не смотря на фантастичность художественного языка, художник остается верным натуре и место на картине узнаваемо – например старая башня на флигеле «Белого дома».

Усадьба Демидовых «Белый дом» - главная достопримечательность Кыштыма, ее строительство было начато в 1750 году. В архитектурный ансамбль усадьбы заводовладельца, помимо главного дома, также входят два флигеля с башнями, парк, ограда с воротами. Флигеля особенно интересны, над ними возвышаются массивные восьмигранные сторожевые башни с высокими шатровыми крышами. По соседству с усадьбой Белого дома расположена территория бывшего Верхне-Кыштымского завода.

Н.И. Черкасов, «В старом Кыштыме»

Сим

Сим — редкий город, который можно рассматривать с высоты. Всем путешествующим по автомобильной трассе на одном из горных перевалов открывается его живописная панорама. Компактный, как большинство горнозаводских поселений, он сосредоточен возле старого завода и пруда.  На зимнем пейзаже уфимского художника Александра Бурзянцева Сим выглядит  уютным и немного игрушечным– клубится дым над трубами, сверкает белизной пушистый снежок.  Александр Бурзянцева отличает преданная любовь к Уралу – на его картинах запечатлены во множестве его городки, поселки и заветные уголки природы. Создавая его живописный портрет края, художник неизменно  учитывал его историческую канву, в его картинах зритель видит конкретное место со своей судьбой. В картине «На родине Курчатова» отчетливо ощущается, что завод, не смотря на свою древность,  это незыблемое и мощное сердце города.   Бурзянцеву было интересно подчеркивать  контрасты старого и нового – строящийся завод и домны, деревянные домишки и новостройки. Отличительной чертой этого автора является способность сказать о чем-то большем, не выходя за рамки городского пейзажа. 

Сим не просто красивый городок, здесь место рождения ученого Игоря Курчатова. Каслинский скульптор Александр Гилев удивительно точно создал  в чугуне выразительный  образ знаменитого физика. Без лишней деталировки, текучими формами передана экспрессия пытливой натуры Курчатова, но при всей обобщенности  автор отмечает  ряд наград на его груди.

Златоуст

Никакой город области не представлен в музее так широко и разносторонне как Златоуст! Богатое историческое прошлое, наличие художественного училища, которое готовило мастеров для фабрики украшенного оружия, обусловило всестороннее художественное представление города.

Кто только из заезжих художников не побывал в Златоусте! Конечно, прежде всего, он привлекал взор своими впечатляющими видами природы – мощь горных хребтов Таганая, которые вздымали драконьими спинами зелень хвойного леса, буйство россыпей огромных курумников и стремительность непокорных горных речек. В разные годы выразительные пейзажи златоустовских окрестностей оставались на сотнях полотен и рисунков. И конечно же, родная природа появилась в златоустовской гравюре на стали.

Тарынин В.Ф. (1931-1987), Настенная пластина "Лесная сказка», 1970-е

По-особому раскрывает о своём родном городе Владимир Зозуля – пейзажи, портреты и даже натюрморт отмечены его узнаваемой манерой. Его картины обобщение формы, условное, решенное по принципу монтажной композиции пространство, светлый праздничный колорит. Особенно удачно это отражается в пейзаже – угловатость,  кубистичность, гранение формы – черты внутренне присущие златоустовским горам в россыпях крупного курумника.

Памятник И. Н. Бушуеву находящийся в верхней части привокзальной площади Златоуста был открыт 26 декабря 1988 г. Автор памятника - златоустовский художник и скульптор Владимир Жариков. По распределению после окончания института в 1958 году В. П. Жариков приехал в Златоуст. Работал в творческих мастерских Златоустовского отделения Союза художников России, преподавал в художественном училище. Скульптурное убранство города в большей своей доле было выполнено Жариковым, который смог осмыслить и придать зримый облик и многим символам и аллегориям Златоуста – тут и герб, и образ крылатого коня, и Иванко Крылатко.

Идея воплотить в скульптуре образ легендарного мастера златоустовской гравюры на металле родилась у В. П. Жарикова уже при первом знакомстве с историей Златоуста. Еще в 1959 г. он создал оригинальный скульптурный портрет И. Н. Бушуева и продолжал творческие поиски почти три десятилетия. Сложность заключалась в том, что не сохранилось ни одного портретного изображения гравера, а потому автору пришлось искать его образ в своем воображении.

Жариков В.И. (1931-2020), «Портретная голова Ивана Бушуева», 1978, шамот, лепка

Одно из самых ранних живописных произведений – «Гора Таганай» А.И. Шатрова датировано 1930 годом. Предположительно, эта работа поступила в музей с выставки 1936 года «Южный Урал в живописи», которая была частью выставки «Урало-Кузбасс в живописи». Анатолий Иванович Шатров обучался в 30-х годах в изостудии у А.М. Сосновского, позже учился в Ленинграде, а в 1945 году объединил творческие силы города организовав Златоустовское отделение товарищества «Художник».

Шатров А.И., "Гора Таганай"

Златоуст встречается в работах старейшего челябинского художника-графика, книжного иллюстратора Дмитрия Федоровича Фехнера. Он знаком зрителям по серии цветных линогравюр «Южный Урал», изданных Южно-Уральским книжным издательство в 1950 году. На его картинах - виды многих южноуральских городов и природные достопримечательности. В 1948 году художник с этой целью побывал в Златоусте – так появилась гравюра «Златоуст. Уральский завод». Где предстаёт вид на старую часть города и Косотур с горы Бутыловка.

Фехнер Д.Ф. (1897-1973), «Златоуст. Уральский завод». Лист из альбома "Южный Урал", 1948, цветная линогравюра

В 60-е годы Златоусте неоднократно бывал челябинский художник-график Бубнов В.В. Пейзаж – излюбленный жанр Бубнова, и в Златоусте он создал серию работ, где показал уральскую природу и город среди скал. Владимир Васильевич был другом и частым гостем Челябинской картинной галерей, здесь прошли несколько его персональных выставок. Музей приобретал и принимал в дар живописные и графические работы художника, среди них в собрании музея оказались и графические произведения - «Александровская сопка», «Завод в горах. Индустриальный Златоуст», «На трамвайной остановке. Старый Златоуст».

Бубнов В.В. (1930-2013), «На трамвайной остановке. Старый Златоуст», 1969, офорт.

Картины Ивана Болотских выделяются на фоне произведений круга советских живописцев – он смотрит на мир немного иначе. Необычен вид заводской площади – художник выбирает неожиданную точку обзора, смещает ракурсы и видоизменяет реальность, всё ради того, чтобы добиться художественного эффекта. Болотских предстаёт не рядовым видописателем, он творчески преображает пространство, подчеркивая органическую созвучность образ города-завода и окрестных гор.

Болотских И.Е. (1933-2012), «Златоуст. Рабочее утро», 1969, х.м.

Среди произведений, рассказывающих о Златоусте картина «Отечественный булат» , занимает особое место. Незаурядный вдумчивый подход художника Павла Петровича Ходаева поставил это полотно в ряд произведений замечательных своей многогранностью и глубиной.Она представляет взгляд в прошлое города сквозь призму судьбы исторического персонажа.

Ходаев П.П. (1946 г.р.), «Отечественный булат. Посвящение П.П. Аносову», 1985, х.м.

Образ инженера Аносова, разгадавшего тайну булатной стали, привлекал многих уральских художников. Каждый стремился по-своему отразить черты присущие личности этого легендарного металлурга. Павел Ходаев берет эту тему гораздо шире, и представляет рождение стали как знаковое событие –торжество смекалки, ума и мастеровитости русского человека.

«Отечественный булат» - произведение большого формата, размером 200 на 240 см. Картина решена в красно-черном колорите, в центре композиции Аносов и его единомышленики, они собрались вокруг наковальни, все их внимание сосредоточено на оружии. Они пристально изучают качество стали. Композиция так задумана, что взгляд зрителя проходя по кругу фигур, через их позы, жесты, останавливается на клинках. Не заметные сразу, проявляются из темноты, скрытые на периферии лица и фигуры – образ народа уральской земли. Работные люди и начальство, русские и башкиры, старики, женщины, дети – все это проступает из темного зарева, персонажи возникают из прошлого или уходят в глубины времени. Действие происходит в заводском цехе, но границы помещения словно растворяются переходя в неясные очертания ночного пейзажа. Перед взором открываются одновременно несколько пространств, смещая прошлое и настоящее, реальность и вымысел.

Гарус Н.И. (1947), "Весенние заботы", 1985

Магнитогорск

Магнитогорск – второй по численности населения город Челябинской области - один из деловых, промышленных, культурных центров Южного Урала. Магнитогорск – второй по численности населения город Челябинской области — один из деловых, промышленных, культурных и туристических центров Южного Урала. Возникла крепость Магнитная в 1743 году в качестве оборонительной линии на границе с киргиз-кайсацкой степью. Название свое поселение получило от горы Магнитной, богатой железной рудой. На небольшой территории природа сконцентрировала сотни миллионов тонн богатейшей руды залегавшей неглубоко, а порой и просто выходившей на поверхность. История о том, как небольшое казачье поселение стало городом Магнитогорском, начинается в советское время, в 1929 году, когда здесь начали строить огромный металлургический комбинат.

Ткачев М.И. (1913-1995) «На Магнитогорском комбинате»,1972, монотипия

Исторически сложилось так, что цехи металлургического комбината росли на левом, азиатском, берегу Урала, а город строился на правом. Так начался магнитогорский Соцгород — оставшийся в истории архитектуры и градостроительства как крупный реализованный проект массовой застройки и являвшийся первым из соцгородов СССР. Проектированием занималась группа немецких и австрийских архитекторов под руководством Эрнста Мая. Первая домна была заложена в июле 1930 года.

Бубнов В.В. (1930-2013), «Заводские корпуса. (На Магнитогорском металлургическом)»,1967, гравюра на картоне

Одно из первых изображений Магнитогорска принадлежит кисти Евгения Львова. Захваченные темой всеобщего созидания советские художники активно откликаются на новые начинания, они организуют творческие бригады и выезжают на крупнейшие стройки для сбора натурного материала. Евгений Львов становится в авангарде этого начинания. В составе бригад художников он выезжает на новостройки Урала. В результате этих поездок художником создается большая серия картин, среди них и «Магнитогорский завод».

Львов Е.А. (1892), «Магнитогорский завод. Этюд», 1933, х.м.

Следуя в своем творчестве традициям русской реалистической школы живописи, тема труда излагается художником в конкретной достоверности изображенного времени. Особый интерес в творческом наследии художника вызывают этюды. Этюд в творчестве каждого художника — самое сокровенное, самое «своё». Работая много и быстро, он умел уловить и передать в них свою особую меру контакта с природой. Не разрушая этой меры волей своего видения, умел выразить состояние соприкосновения с тайнами её бытия.

Каминский С. В.(1894-1970) «Магнитогорская степь»,1930-е, х.м.

Первым профессиональным художником города суждено было стать Семёну Каминскому. Родившийся в Белоруссии он приехал в Магнитогорск в 1932 году не как художник, а как счетовод. Через всю страну семья с четырьмя детьми добиралась до ударной стройки. В Магнитке, куда великая стройка привлекла именитых художников со всей страны, талант Каминского оценили действительно высоко. В Магнитогорске Семен Каминский познакомился с Георгием Соловьевым, и долгие годы оставался другом и соратником художника. Творческие единомышленники основали в Магнитке городскую художественную мастерскую. В его творческом наследии хроника строительства и жизни Магнитки органично сочетается с лиричными пейзажами окрестностей.

Развитие Магнитки связано с памятной эпохой первых пятилеток. Именно тогда закладывался тот облик города, который и по настоящее время является его отличительной особенностью. Деды сегодняшних магнитогорцев когда-то разбудили дремавшую веками уральскую степь, дали этому краю новую жизнь, а их потомки и сегодня варят сталь.

Третьяков Н.Я. (1925-2014). Разлив чугуна. Из серии "Магнитка", 1973, цветная ксилография

В самые горячие и трудное время - с 1932 по 1935 годы здесь жил и работал художником-оформителем Михаил Ткачев. Член Союза Художников с 1942 года, участник Великой Отечественной войны, автор рисунков, плакатов, графических листов на антифашистские и военные темы. Графическая техника монотипии стала основной в творчестве Михаила Ивановича с 1950-х годов. Для его работ характерны утонченность, лиричность, лаконичность образного языка. После войны Ткачев жил в Челябинске, в 1973 году вновь обращается в своем творчестве к Магнитогорску. Его воздушная техника монотипии и лёгкий, светлый взгляд художника смогли объединить противоположности – мощь индустриального города и молодость, свежесть, полет.

Ткачев М.И. (1913-1995), серия "Магнитка". Заводской пруд», 1973, монотипия.

Ткачев М.И. (1913-1995), серия "Магнитка". Невеста», 1973, монотипия.

Эпилог

Из чего слагается образ места? Каждый может решить для себя сам.  Родной край  в разные годы своей истории и  сквозь призму философии разных авторов предстает нам многогранным и многоликим. Восторженный трепет и любовь, гордость и грустные раздумья нашли отражение в картинах живописцев как родившихся в этих местах, так и волею судеб ненадолго оказавшихся здесь, на Урале. Они запечатлели его прошлое и настоящее, но  невольно обращают зрителя к теме будущего  и ставят вопросы - что же здесь будет дальше?  Тревога  о сохранении удивительной красоты природы,  о судьбе малых городков и поселков, о перспективах растущих промышленных городов. Мысленным взором  поднимаясь над картой Челябинской области, и вместе с художниками,  оказываясь в его заповедных местах  приходит понимание о неповторимости  и красоте нашей Родины.

Автор текста и концепции выставки Кузнецова Полина.