Отдел учета и хранения

You are here

Translation of materials into English is under development.

Перевод материалов на английский язык находится в разработке.

Вне музейного сообщества есть мнение, будто фондохранилище – это склад, а хранитель — это или кто-то всезнающий вроде «хранителя Севера» из «Игры престолов», или кладовщик с ключом, знающий, где и что в музее лежит.

Расскажем из первых уст, чем на самом деле занимаются сотрудники отдела учета и хранения.

Кто работает в отделе

Специалист по учету принимает и оформляет предметы, ведет учетную документацию (это и документы на выезд-въезд экспонатов, оформление даров и новых поступлений), сверяет наличие произведений в фондохранилище. Сотрудники сектора учёта работают бок о бок с хранителями и научными сотрудниками, изучающими предметы и проводящие атрибуции (определение автора, даты и места создания произведения). Главный документ в их работе – книги поступлений (КП). Именно там есть информация о том, как предмет попал в музей, кто и когда его передал в музей. Конечно, с документами работают и хранители, но они больше взаимодействуют с произведениями напрямую, обеспечивают надлежащую сохранность и специальные условия хранения, температурно-влажностный режим, пишут каталоги коллекции, научные статьи о предметах, выступают на конференциях с итогами своей работы.

Руководит же отделом учета и хранения главный хранитель. Мы уже делали подробное интервью с ним.

Как произведения попадают в музей

- Один из самых частых вариантов – дары. Произведения может подарить сам художник или его родственники. Их приносят в музей или сотрудники выезжают, например, в мастерскую к художнику. Затем предметы измеряют, описывают и выносят на рассмотрение музейной экспертно-фондово-закупочной комиссии (ЭФЗК), состоящей из сотрудников отдела учета и хранения, главного хранителя, заместителя директора музея по научной работе и директора. Члены комиссии обсуждают и решают, принимать предмет в музей или нет, соответствует ли он концепции пополнения фондов, выявляют его художественную и музейную ценность.

Закупка. В этом случае также проводится ЭФЗК: есть ли необходимость в закупке, соответствует ли заявленная стоимость реальной и пр.

Музейная передача. Сейчас это происходит довольно редко, но в советское время в региональные музеи часто передавали предметы из крупных музеев (Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, Музей изобразительны искусств им. А. С. Пушкина), с масштабных выставок (региональных, зональных), из Союза художников и других организаций.

- Экспедиция: так чаще всего происходит пополнение коллекций народных художественных промыслов. В экспедиции сотрудник музея лично общается с народными мастерами и договаривается о передаче предметов в музейную коллекцию.

Работа с фондами

Итак, музей получил произведение на хранение. В первую очередь, его нужно документально оформить. Раньше книги поступлений, инвентарные карточки велись вручную, поэтому большое значение в работе с фондами имел человеческий фактор: внимательность специалиста при переносе данных из одного документа в другой, почерк и др. Сейчас на помощь пришло «самое прекрасное изобретение в музейном деле», по мнению специалистов по учету и хранителей нашего музея, – КАМИС, или Комплексная автоматизированная музейная информационная система. Простыми словами – это база данных коллекции музея. Система сводит ошибки к минимуму, ведь данные автоматически переносятся в другие документы: акты хранения, акты постоянного пользования, списки предметов и т.д.

Учетная карточка в КАМИС содержит подробное описание предмета и его сохранности, имя автора, место и время создания, провенанс (история владения и хранения), инвентарный номер и др. В КАМИС также записывают топографию предмета, где конкретно он лежит в фондах: шкаф, полка (а ведь в нашем музее хранится восемнадцать с половиной тысяч предметов!).

КАМИС используется для музейной документации и каталогизации, но есть еще одна система, с которой активно работают специалисты – ГосКаталог, делающий фонды музеев России открытыми для всех. Любой человек может посмотреть, что хранится во всех зарегистрированных там музеях. Также систему используют для поиска работ на выставки. Показательно, что сделки музеев между собой проводятся через Госкаталог, что делает систему прозрачной для всех музейных сотрудников.

С появлением Госкаталога увеличился и поток запросов в музей из разных городов. Это тоже помогает в исследовании, атрибуции (определении автора и времени создания) предмета, ведь иногда сторонний исследователь может подсказать музею авторство, период создания или историю бытования.

Всем вышеперечисленным занимаются сотрудники отдела учета и хранения нашего музея. А теперь познакомимся с ними.

Специалисты по учету

Отдел учета и хранения, изображение №1

Татьяна Балабан

Татьяна Сергеевна, как и многие музейщики, начала работать экскурсоводом. Это длилось два года. Перешла в сферу учета и хранения, как только появилась возможность.

«Есть люди, которые приходят в просветительское дело и ужасно любят работать с людьми – это призвание. Когда же я пришла в отдел хранения, поняла, что это та стезя, в которой мне комфортно: работа с предметами, наведение порядка. Для меня это лучшая работа, которой можно заниматься в музее. Специалист по учету музейных предметов должен разбираться понемногу во всех видах искусства, ведь нужно распределять предметы по коллекциям, описывать, определять сохранность. Ведь организованный учет – это легкая навигация по фондам музея.

«Каждый хранитель страстно любит свои произведения. Когда выдаешь работы из темных полок и ящиков на выставку и видишь их – это как своего ребенка увидеть нарядным на утреннике. Стоишь и гордишься, думаешь: «Вот, это мой»!

Отдел учета и хранения, изображение №2

Наталья Махновская

Наталья Александровна занимается не только учетом, но и атрибуцией музейных предметов. Её главный научный интерес - это коллекция западноевропейского искусства музея. В атрибуции бывают и небольшие уточнения, и крупные открытия, о чем регулярно выходят публикации в сборниках научных конференций.

Учетная работа, если простым языком, нужна для того, чтобы музейные предметы «не потерялись». Каждый предмет имеет свой номер, вносится в базу данных, описывается и занимает свое место в хранилище. Эта процедура в дальнейшем позволяет проанализировать состав коллекции и количество экспонатов в музее, что облегчает подбор произведений на внутренние и межмузейные выставочные проекты.

Хранители

Долгие годы в нашем музее был только один хранитель – главный хранитель. 25 лет назад, например, собрание музея составляло порядка десяти тысяч предметов. Сейчас, напоминаем – более восемнадцати с половиной тысяч - и с пополнением фондов новыми предметами хранить одному человеку уже не под силу. Коллекции были разделены между хранителями.

Полина Кузнецова

Отдел учета и хранения, изображение №3

Полина Александровна хранит фонд советской и современной живописи (от 1930-х гг. до настоящего времени), который включает 1300 произведений.

«Музей – это конгломерат скульптуры, живописи, графики, но все-таки музей изобразительных искусств как тип больше ассоциируется с живописью, а наша постоянная экспозиция – это Картинная галерея. Мне доверена одна из важнейших коллекций и я, конечно, чувствую серьезную ответственность.

Видеть каждый день произведения искусства, иметь право с ними взаимодействовать лично – это редкая возможность, это удовольствие. Никакая репродукция и картинка в телефоне не передает живые импульсы, которые несет в себе подлинник. Испытываешь сильное волнение».

Анастасия Степанова

Отдел учета и хранения, изображение №4

Анастасия Николаевна хранит фонды декоративно-прикладного искусства.

«Это одна из самых разноплановых и больших коллекций нашего музея. В фондах ДПИ и фарфор, и керамика, и стекло, и текстиль. Эти материалы требуют разного подхода. Хотелось бы подробнее заниматься художественным стеклом, так как оно малоизучено. После того, как получила коллекцию ДПИ и вошла в дело, заинтересовалась, по-другому взглянула на эти предметы. Даже в повседневности стараюсь находить мелкие детали, рассматривать клейма. Это затягивает».

«Можно в любую минуту открыть шкаф, взять в руки и полюбоваться. Чувствуешь значимость момента, ответственность, но и радость внутри».

Отдел учета и хранения, изображение №5

Вера Петрова

Вера Андреевна хранит коллекцию декоративно-прикладного искусства Южного Урала: Каслинское и Кусинске художественное литье, златоустовскую гравюру на стали, камнерезное искусство.

«В моих фондах сюрпризы редки, так как материалы, из которых сделаны произведения – чугун, сталь, камень – прочные. Больше сюрпризов таится в переатрибуции, то есть уточнении и выяснении имени и фамилии автора, названия и прочих «биографических данных» музейного предмета. Сейчас идет активная переатрибуция произведений Кусинского и Каслинского литья в коллекциях музеев. Так выяснилось, что некоторые авторы предметов, которых исторически сложилось указывать создателями, ошибочные».

Светлана Шляпникова

Отдел учета и хранения, изображение №6

Светлана Андреевна хранит коллекцию графики XX-XXI вв. и специализируется на искусстве этого периода.

«Искусство существует в контексте исторического и современного времени, поэтому восприятие произведения, его интерпретация может поменяться. К примеру, когда я пришла в музей в конце 1990-х годов, большинство сотрудников отрицало актуальное искусство, сейчас оно входит в собрание музея. Кроме того, в моей практике искусствоведа, работающего с искусством текущего времени, случаются открытия художников».

«При общении с предметом ощущаешь восторг, радость, уныние, скуку.…Те же эмоции и чувства, что люди испытывают в обыденной жизни. Это зависит от автора и самого произведения. В собрании музея несколько сотен предметов, в отборе которых я принимала непосредственное участие, при взаимодействии с ними вспоминаю людей и обстоятельства их поступления, с этими предметами наиболее сильная эмоциональная связь».

Мы рассказали лишь небольшую часть закулисной, скрытой от глаз жизни музея в отделе учета и хранения. Читайте продолжение в следующих частях нашей рубрики знакомства с командой музея.