В День экскурсовода, как правило, принято поздравлять тех, кто ведет экскурсии.
Сегодня мы решили не только выразить восхищение нашим коллегам, но и познакомить вас с сотрудниками отдела, чья работа включает экскурсии, но не ограничивается ими. Лекции, мастер-классы, творческие встречи, «Ночь искусств» и «Ночь музеев»…
Современный музей – больше чем музей, это центр творческой жизни, лаборатория для экспериментов. Образовательная, просветительская деятельность художественного музея является сейчас одним из ведущих направлений, а её результаты – мерилом успеха. О переосмыслении роли художественного музея и статуса посетителя, о радостях и сложностях работы сотрудников нашего научно-просветительского отдела поговорим с его руководителем Виталиной Силиной.
Виталина Силина, заведующая научно-просветительским отделом
Наш отдел - медиатор между музеем и посетителем. Сделать музей и его продукты (услуги) доступными, интересными и понятными для всех, кто к нам пришёл – это основная задача. Качественная коммуникация с публикой становится одним из самых насущных вопросов. Отношения с аудиторией в современных реалиях требуют новых концепций и способов взаимодействия.
К каждой выставке мы готовим уникальную программу мероприятий. Это всегда вызов для нас!
Работа над программой продолжается не только во время подготовки и самих событий – мы поддерживаем обратную связь с посетителями и анализируем, что пользуется наибольшей популярностью. Исходя из их запросов и потребностей формируем новые занятия. Но это не значит, что мы во всём «идем на поводу» у посетителей. Музей прежде всего научная институция: мы стараемся сохранять баланс качественной составляющей и запросов общества. Все наши даже развлекательные вещи – с глубоким базисом.
В музее рады всем любителям прекрасного!
Я уверена, что для полноты впечатлений выставки нужно посещать в компании гида. Экскурсия, вопреки распространенному мнению, – это не выученный текст, это всегда импровизация. Экскурсоводы ориентируются на посетителя, уровень его подготовки, возраст, характер, даже профессию. Есть зритель подготовленный, следящий за событиями музея и посещающий все выставки, но многие здесь оказываются случайно: пригласили, привели с классом, просто пришли на громкое имя или название выставки. И наша задача – первых не разочаровать, а визиты вторых в музей сделать впредь неслучайными.
В последнее время среди желающих посетить музей всё чаще встречаются люди, которые отдают предпочтение не экскурсиям, а хотят «порыться» в себе, своей памяти, проанализировать, открыть самому. Как раз для таких посетителей мы предлагаем формат медиации, когда гость не слушает экскурсию, а говорит сам, аккуратно направляемый искусствоведом.
Мы хотим, чтобы музей в сознании посетителей утверждался как место, где можно не просто приятно провести время, но и получить новые знания и прикоснуться к чуду изобразительного искусства.
Всё чаще и чаще мы видим, что у нас это получается – и это радует! Наши гости уже знают, что каждый вечер четверга и каждую субботу происходит активность, они могут побывать на лекции, мастер-классе, концерте, творческой встрече или другом событии, и охотно их посещают.
-А как же привлечь в музей юных зрителей? Ведь это не так просто…
Сила, неповторимость нашего музея – возможность взаимодействовать с подлинным искусством. В музее детям можно привить чувство вкуса, знания культуры и истории, здесь малыши и школьники могут развить визуальный опыт и речевые навыки, беседуя об искусстве или создавая свои шедевры на творческих занятиях. Знакомство с искусством лучше начинать с классических произведений. Наш музей единственный в Челябинске, в котором это возможно. Поэтому мы всегда идем навстречу группам дошкольников и школьников: проводим мероприятия в детских садах, для школьных групп, например, мы можем разработать отдельное занятие по теме, которую они в данное время проходят на уроках МХК или истории, «вписав» эту тему в текущую выставку. Наш посетитель за последние годы «помолодел» - и не только благодаря нашим стараниям, но и внедрению Пушкинской карты в 2021 году, средства с которой можно потратить и на музейные выставки и мероприятия.
-На выставки, как правило, нет лимита на количество билетов, но мероприятия – с ограниченным числом мест. У музея довольно небольшие площади, на мастер-классы всегда много желающих, а свободные места заканчиваются за две недели до события. Как вы справляетесь?
Решаем выходом в городское пространство, участием в общегородских мероприятиях, дружбой с коллегами. Например, в прошлом году мы участвовали в Книжной ярмарке, организованной Публичной библиотекой, выступали на артфестивале «Неискусственно» и в Усадьбе Рябинина и т.д. Стараемся взаимодействовать не только с посетителями, но и с коллегами, тем самым расширяя и укрепляя культурное сообщество, гармонично туда внедряемся. Развитие культурного сообщества позитивно сказывается на имидже города в целом.
Когда сделают ремонт в Картинной галерее и вход перенесут на сторону набережной – мы организуем небольшой сквер. Там мы сможем проводить пленэры и другие мероприятия.
- В последнее время состав просветительского отдела изменился и расширился. Вы довольны работой нынешней команды?
Считаю, что у нас хорошая команда. Сейчас нам удалось закрыть те лакуны, которые не были закрыты раньше. У нас прекрасные искусствоведы, которые занимаются лекционной и экскурсионной деятельностью, проводят творческие занятия, а также инициируют и курируют выставки, участвуют в научных конференциях. Это профессионалы своего дела.
Анастасия Степанова, искусствовед
«Работать в музее – уже само по себе счастье. Мне повезло»
Анастасия Степанова
Экскурсоводы понимают потребности разной аудитории, ведь общение со старшим поколением, людьми среднего и молодого возраста, детьми имеют свою специфику. Особая часть – работа с людьми с особенностями здоровья. Коллеги активно изучают новые программы и формы взаимодействия со зрителем, профессионально растут.
Полина Кузнецова, экскурсовод
«Меня вдохновляют коллеги. Это настоящие подвижники, люди, которые отдают жизнь искусству и музею»
Полина Кузнецова
«В работе экскурсовода привлекает возможность разделить радость от встречи с искусством с посетителями, непосредственное общение с ними. Работа в музее позволяет постоянно находиться среди произведений мастеров, будто ведя с ними долгие беседы сквозь века»
Дарья Журавлева
Личные увлечения сотрудников научно-просветительского отдела часто вдохновляют на внедрение новых – синтетических – форматов взаимодействия с посетителями. Например, экскурсовод София Блинова инициировала создание музейного книжного клуба «Экфрасис», где посетители обсуждают книги, тематически связанные с текущей выставкой.
София Блинова, экскурсовод
«Музей стал для меня тем пространством, где объединены все лучшие проявления человеческой мысли, а эмоции превращены в цвета и линии»
София Блинова
В нашем отделе задействован художник, который реализует различные творческие направления. Евгений Синицын – талантливый человек с нестандартным, креативным мышлением. Участники мастер-классов им неизбежно очаровываются и приходят на его занятия вновь и вновь.
Евгений Синицын, художник, дизайнер
«Большинство людей приходят на мастер-классы выплеснуть свои эмоции, у кого-то негативные, у кого-то положительные»
Евгений Синицын
Татьяна Бойко занимается организацией школьных групп. Привлечь школьников в музей – это сложно. Необходимо понимать и принципы учебного процесса, и особенности общения с образовательными институциями, постоянно поддерживать обратную связь. Татьяна всегда знает, к кому обратиться, как организовать людей, что нужно предложить.
Татьяна Бойко, организатор экскурсионных групп
«Нравится дружественная атмосфера коллектива, где все друг другу помогают. Общение с людьми постоянно открывает новое. Благодаря музею я стала гораздо ближе к искусству»
Татьяна Бойко
Моя же задача как руководителя – обеспечить всех работой, задать правильное направление, подружить сотрудников со своей работой и друг с другом. Только при условии хорошей связи внутри коллектива и между другими отделами мы можем обеспечить качественную работу и результат.