Очарование классики

You are here

Translation of materials into English is under development.

Перевод материалов на английский язык находится в разработке.

Дата начала: 
03.11.2022
Дата окончания: 
26.02.2023

Западноевропейская живопись и скульптура XVII - начала XX веков из собрания Челябинского государственного музея изобразительных искусств

На выставке представлены произведения ведущих европейских школ живописи и скульптуры XVII XX веков: голландской, фламандской, французской, немецкой, итальянской. Произведения знакомят с различными жанрами искусства: портрет, натюрморт, баталия, анималистика, пейзаж, мифологические, религиозные и бытовые сюжеты.

Коллекция западноевропейского искусства в Челябинском государственном музее изобразительных искусств невелика по численности, порядка 500 работ живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Основное пополнение коллекции пришлось на 1960-е годы благодаря передачам произведений из Государственного исторического музея, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственного Русского музея, Государствденной Третьяковской галереи, Новосибирской картинной галереи, усадьбы Кусково и других музеев. Дальнейшее ее комплектование осуществлялось посредством приобретения у частных лиц, коллекционеров и поступлений от Министерства культуры РСФСР и РФ. Первые произведения западноевропейского искусства поступили в 1940 году – в год основания Челябинской картинной галереи.

Самое раннее произведение в экспозиции - «Марина» малого голландца Ханса Годериса, творившего в первой половине XVII в. по классическим канонам золотого века живописи Нидерландов. В традиции малых голландцев работал младший современник и соотечественник Годериса – Абрахам Хондиус. Его «Схватка собаки с павлином» яркий образчик анималистического жанра, но вместе с тем и своеобразная баталия между животными. Батальный жанр представлен в картинах фламандского художника XVII в. Симона Даува и голландца Яна ван Хухтенбурга. «Батальная сцена» Хухтенбурга, написанная в XVIII веке, ранее находилась в собрании сподвижника императрицы Екатерины II графа Захара Чернышова подмосковного майората в Яропольце.

 Мифологические сюжеты продемонстрированы в экспозиции представителями итальянской школы живописи XVII века: «Аполлон и Марсий» караваджиста Карла Иоганна Лота и «Венера и Адонис» школы Луки Джордано.  «Венера и Адонис» ранее бытовала в Гатчинском дворце императора Павла I и имела другое название «Диана и Эндимион». В результате научных исследований картина обрела правильную атрибуцию. В сюжете запечатлен момент, упомянутый в «Метаморфозах» Овидия: Венера поранила ногу во время охоты. На месте, где пролилась кровь богини, расцвели алые розы.

«Святой Себастьян» Томаса Виллебортса Босхарта, современника и коллеги великого фламандца Питера Пауля Рубенса, раскрывает подлинный талант художника в изображении драматических сцен из христианской истории. Жанровые сюжеты из жизни церковных деятелей в XIX веке в более мажорном ключе изобразили француз Жозе Фраппа  «Возвращение миссионера» и испанец Хосе Гальегос-и-Арноса «У жаровни». 

Настоящая жемчужина выставки - полотно «Собаки перед убитым зайцем» (1748-1750 гг.) выдающегося французского анималиста, живописца королевских охот Жана-Батиста Удри. Совместно с французскими коллегами удалось проследить всю историю картины от ее создания по заказу фаворитки короля Людовика XV маркизы де Помпадур для загородной резиденции Бельвю в составе серии из четырех дессю-де-портов и до ее покупки русской императрицей Екатериной II в свою коллекцию. На данный момент единственная выявленная картина из этой серии находится в челябинском собрании.

Архитектурная фантазия младшего современника Удри, известного французского пейзажиста XVIII века Гюбера Робера «Пейзаж с прачками» является предметом многолетнего пристального изучения. Любимый прием художника - изображение монументальной каменной арки, восходящей к идее «ponte magnifico» (великолепного моста) Джованни Пиранези, через которую открывается вид на пейзаж, увенчанный средневековым замком. В нашем случае изображен руанский замок «Le petit chateau» (Маленький замок), не сохранившийся до наших дней. Львы, украшающие лестницы, отсылают к аналогичному декору Капитолийского холма в Риме. Известно, что в токийском музее Фудзи хранится аналогичная картина Гюбера Робера с названием «Вид моста сфинксов» (1767) а в Государственном Эрмитаже - гравюра с тем же названием  и сюжетом, выполненная Пьетро Антонио Мартини с японской картины в 1785 году. Фантазии Робера противопоставлена итальянская ведута Франческо Тирони, на которой изображен с топографической точностью вид Венеции - собор Сан Пьетро ди Кастелло со стороны Арсенала.

Жанровая сцена «Именины мамы» французского живописца XIX века Луи Рожеле одно из первых произведений, поступивших в коллекцию музея. Этот ряд продолжен художниками французской и немецкой школ XIX века: «Любители петушиного боя» Шарля-Луи Кратке, написаны в стиле историзма и изображают забавную сценку из средневековой жизни, «Рождественская ночь» Карла Фридриха Морица Мюллера и «Приготовление уроков» Франца Шульце раскрывают детскую тему в искусстве.

 «Портрет мужчины» неизвестного автора, имеет богатый провенанс. Происходивший и числившийся ценным экспонатом в московской коллекции Ф.В. Чижова портрет считался автопортретом одного из выдающихся русских живописцев XVIII века Антона Лосенко. В таком качестве он был воспроизведен в дореволюционных публикациях. Позднее, в Румянцевском музее, куда портрет был подарен, эта атрибуция была отклонена, отвергнуто авторство Лосенко и выдвинуто предположение о том, что это копия XIX века с работы XVI века. На выставке портрет представлен как работа неизвестного художника XIX века, который работал в стилистике выдающегося нидерландского портретиста XVI века Антониса Мора.

Скульптурный портрет из каррарского мрамора с автопортрета одного из титанов Итальянского Ренессанса Микеланджело Буонарроти выполнен страстным коммунистом и партизаном, и по совместительству скульптором Карло Андреи в 1949 году в духе высочайших образцов Высокого Возрождения XVI века.

Во многих работах художников и скульпторов XIX-XX веков представленных на выставке, можно разглядеть, как игнорируя современные им культурные течения и изменения художественного языка, они вдохновлялись искусством «старых мастеров», наглядно демонстрируя непреходящее очарование классики.

Куратор: Наталья Махновская.

Выставка проходит в Музее гравюры и рисунка Ирбитского ГМИИ (ул. Карла Маркса, 47).
Дата открытия: 3 ноября в 17 часов.
Выставка работает: вторник-воскресенье – с 9 до 18 часов. Выходной – понедельник.
Все справки и заявки на экскурсии по тел. 61-3-61.