Галина Ивановна Медведева известна посетителям музея сразу в нескольких амплуа. Увлечённый исследователь, грамотный куратор выставок, блестящий лектор и экскурсовод, который с легкостью может увлечь в волшебный мир искусства – это всё о ней. Посвятив большую часть жизни искусству, став настоящим профессионалом в своем деле, Галина Ивановна известна и любима уже несколькими поколениями гостей музея.
Именно с Галины Ивановны мы начинаем серию публикаций о научных сотрудниках музея. Во-первых, она только что открыла выставку в качестве куратора, во-вторых, Галину Ивановну очень – не побоимся этого слова, – любят и ценят наши посетители, а мы, коллеги, по-доброму шутим между собой: «Фанаты Галины Ивановны пришли!», и вообще – называем её «нашим маленьким брендом».
Галина Ивановна – старший научный сотрудник научно-просветительского отдела. Задачи этого подразделения – подготовка мероприятий, экскурсий, лекций. Помимо этого, она занимается наукой и делает выставки.
Наш разговор состоялся после открытия выставки «Волшебный фарфор», которую курирует Галина Ивановна. Фарфор – не только излюбленный материал для неё, но и главная тема ее научно-исследовательских трудов.
«По образованию я педагог, преподавала французский язык в институте в Костанае в течение 10 лет. Но меня всегда интересовало искусство. Я помню, когда мы получали зарплату, всегда бежали в книжный магазин, чтобы купить какие-то журналы или альбомы.
Я всегда посещала выставки, была знакома с местными художниками. Как-то раз я решила круто изменить свою профессию: ушла из института и пришла работать в музей. Вскоре был организован Фонд культуры. По рекомендации Обкома партии я его возглавила. Позже возникла идея создать Картинную галерею. Мы написали письма во все союзные республики, чтобы нам выделили работы из фонда. За 3 года мы собрали внушительную коллекцию – около 4000 работ. Затем перешла работать в Костанайский областной историко-краеведческий музей, где было открыто отделение живописи и графики. С тех пор я почти 30 лет в этой профессии.
В нашем музее я работаю с 2007 года. С первой недели я активно включилась в работу научно-просветительского отдела. Здесь я прожила яркую и насыщенную жизнь!
О первой выставке в музее:
Когда мы обсуждали, что мы будем экспонировать, вспомнили дату – 300-летие мейсенской мануфактуры. Сергей Михайлович, наш главный хранитель, предложил мне поработать в качестве куратора на этой выставке. Я до этого момента не занималась так плотно научной работой. И я не была погружена в тему фарфора. Но здесь справедливо выражение: «Влюбляешься в материал в процессе знакомства».
Так, после завершения выставки я решила, что это мне интересно и я буду изучать фарфор.
У нас в музее коллекция западноевропейского фарфора не очень большая, но она представлена всеми европейскими ведущими фарфоровыми производствами: Вена, Севр, Мейсен и т.д.
Сложность заключается в недостатке материала о фарфоре. Что касается ведущих мануфактур – о них ещё можно найти что-то. Но если говорить про частные заводы – практически ничего. Есть единственная книга на французском языке в Эрмитаже, которая мне очень помогла. Пригодилось знание языка.
Первый мой каталог был посвящен западноевропейскому фарфору.
Я исследую не только заводы фарфора, но и авторский фарфор челябинской художницы Елены Щетинкиной, гжель, агитационный фарфор, который я хочу поскорее начать изучать. В планах и мечтах – издать каталог по советскому фарфору.
Выставка «Волшебный фарфор» стала первой выставкой фарфора в истории музея, которая объединена одной темой.
Здесь сказочные, мифологические сюжеты в фарфоре, тут и литературные образы, стихотворные образы Пушкина. Любопытно, неожиданно и очень интересно. И эта выставка не совсем для детей. Я считаю, что сказка должна быть с нами до конца нашей жизни. Ведь мораль её постигается только сквозь годы.
Эту выставку я готовила четыре месяца. Я атрибутировала предметы, уточняла, подбирала материалы, договаривалась с Еленой Александровной Щетинконой. Я написала подробную экскурсовку. Так как представлены и литературные образы, я с удовольствием перечитала многие сказки Пушкина, сделала какие-то выдержки из авторского текста для тех, кто изучает выставку без экскурсовода. Экспозиция – самый сложный момент. Вы не представляете себе, сколько раз предмет переставляется из витрины в витрину, на подиум, переносится! Когда картины расставлены на полу – это одно. Когда они «садятся» на стены – это другое. Кажется, «вот, идеально», а потом заходишь через 10 минут – всё не нравится.
Я люблю создавать тематические лекции, экскурсии и выставки. Темы для выставок рождаются в процессе работы. Принцип отбора зависит от экспозиционных площадей, в них мы очень ограничены. Поэтому приходится придерживаться тщательного отбора.
В музее сложилась традиция: когда открывается выставка, мы стараемся расширить её рамки. Мы проводим мастер-классы, лекции. Это очень привлекает и детей, и педагогов, и родителей. Лекционный бум начался по всем музеям нашей страны два года назад. Наверно, люди устают от того, что видят в интернете, хочется слышать живое слово.
На выставках всегда есть, о чем рассказать.
Выставка «Волшебный фарфор» - не исключение. Я абсолютно уверена в том, что дети знают русские народные сказки, и выставка - возможность окунуться в этот интересный мир. Хороший помощник в этом деле – экскурсия. Если экскурсовод и рассказывает о курочке-рябе, нужно дойти до сути. Еще интереснее интерпретации сказок. Например, сказка «Колобок». Мы все знаем простую мораль сюжета. А у художницы Елены Щетинкиной, например, колобок – это светило, которого рождает могучая богиня. И так с многими сказками.
Несмотря на многообразие моей деятельности в музее, конечно, интереснее всего исследовать и эти знания передавать людям. Мне нравится писать и читать лекции. Я изучаю массу материала. Люблю много читать, иногда во время подготовки к лекции или экскурсии я читаю целые книги. Также я люблю экскурсии, ведь там живое общение. Здесь руки и мимика в действии. Я девушка говорливая, иногда даже выхожу за временные рамки. Стандарт продолжительности экскурсии - 45 минут, а мне хочется больше интересного рассказать. Кому-то бывает и этого мало, тут я радуюсь еще больше. Раньше, например, на выставке Айвазовского, я проводила 110 экскурсий в месяц. Сел голос. До сих пор связки восстановиться не могут.
Я совмещаю в себе несколько форм деятельности в музее. Это очень интересно! Сначала один на один с наукой в исследованиях, а потом живое общение с посетителями на экскурсиях. Когда видишь реакции гостей, сразу вдохновляешься на новую работу, на увлекательные исследования, лекции, экскурсии».
О своей профессии Галина Ивановна может говорить долго. Но ещё дольше она готова исследовать новые, интересные темы. Её желание читать лекции и отвечать на вопросы гостей безгранично. А экскурсии может вести столько, насколько хватит голоса. Жить вместе с искусством, жить искусством, жить ради искусства.
Беседовала Дарья Золина