Музей в лицах: сектор реставрации

You are here

Translation of materials into English is under development.

Перевод материалов на английский язык находится в разработке.

Они умеют возвращать время вспять. И спасать то, что разрушено. Кто эти люди? Волшебники? Ученые? Путешественники во времени? Вовсе нет. Разве что немного!

Реставраторы - люди, способные подчинить себе время

Что вы знаете о профессии реставратора? Они сохраняют то, что дорого нашей культуре. Они способны восстановить то, что нещадно разрушает время. Хочется знать больше. Мы провели один день вместе с реставраторами Челябинского музея изобразительных искусств. И убедились: за каждым экспонатом стоит кропотливый, но в то же время творческий труд реставраторов.

В реставрационной мастерской

В реставрационной мастерской

Утро в музее

Как оно начинается у вас на рабочем месте? Проверка отчетов, телефонные звонки или подпись документов?

В отделе реставрации день не может начаться без совместного чаепития. Теплая атмосфера и рабочий настрой. Здесь это более чем необходимо. На первый взгляд может показаться, что это посиделки друзей. Но это самая настоящая планерка. Именно с этого момента начинает кипеть работа: обсуждение задач на день, профессиональные советы и рекомендации друг другу.

Виктор Чичиланов

Виктор Чичиланов

Атмосфера творчества

Когда попадаешь в кабинет к реставраторам, то, что на первый взгляд кажется полным хаосом, для команды реставраторов является абсолютным порядком.

«Здесь холодильник, в котором хранятся растворители. Тут мольберт. А на этой полке стоят старинные вещи, маленькая коллекция Виктора. Вот эти маленькие чугунные утюжки использовались в реставрации, когда не было шпателей» объясняют реставраторы. Утюги в восстановлении произведения искусства?

«Сюда ставим свет, а здесь профессиональная литература», - продолжает Олеся Царева.

«Кисточки, стамески, скальпели, зубные инструменты».

А с этого момента поподробнее. Зубные инструменты? Как они могут быть связаны с искусством?

«Самым прямым образом», - отвечает Анна Ворошнина.

Этот кабинет хранит в себе больше тайн, чем мы думаем.

Стоит микроскоп. «Он для того, чтобы, например, снимать верхний слой с иконы, изучать характер повреждений». Становится яснее.

Реставратор Анна Ворошнина за микроскопом

Реставратор Анна Ворошнина за микроскопом

Работа идет

Каждый занят своим делом. Даже неловко и спрашивать, чтобы не отвлекать от работы. Анна за микроскопом, а Олеся за мольбертом. Это всегда так? Почти. Анна – специалист по темперной реставрации (иконопись), а Олеся – по масляной, сегодня она занимается тонировкой картины «Вихиниум Й. (Прибалтика). Вечер. Закат. (Куршская коса)».

Виктор Чичиланов реставрирует фигуру ангела для постоянной экспозиции

Виктор Чичиланов реставрирует фигуру ангела для постоянной экспозиции

Резные деревянные ангелы, которые станут частью постоянной экспозиции древнерусского искусства, находятся на стадии реставрации. Виктор Чичиланов уже продолжительное время занимается восстановлением утраченных элементов одной из скульптур.

«Сейчас я на самой середине. Восстанавливаю утраченные элементы.
Использую инструменты: резаки, бормашина, наждачная бумага, стамески.
Я уже укрепил левкас, закончена часть пальцев на кистях рук, а сейчас восстанавливается фрагмент утраченной стопы.

Сегодня, скорее всего, удастся закончить стопу, можно уже будет приступить к обеспыливанию – это удаление пыли со скульптуры».

Реставрация - это не индивидуальный труд, как может показаться. Это командная работа. Каждый готов помочь другому, посоветовать, поспорить и прийти к компромиссу.

«Споры бывают. Но они рабочего характера: по поводу описания произведения, техники, тонировки. У каждого предмета есть свой паспорт. Часто возникают трудности с описанием. У нас в отделе есть профессиональный шуточный термин, который понимаем только мы. «Расклейка склейки». Нам же понятно, но как напишем такое в (реставрационном – ред.) паспорте? Приходится подбирать слова для того, чтобы описать явление, когда на произведении изначально был разлом, а сейчас мы должны его склеить. Таких терминов у нас много в запасе. Но сейчас и всех не вспомнишь».

Олеся Царева реставрирует масляную живопись

Олеся Царева реставрирует масляную живопись

«Да, мы работаем с подлинными произведениями искусства. И, конечно, здесь много ответственности. Наше главное правило - не навреди. Стоит понимать: каждый случай уникален. Поэтому проводятся «Реставрационные советы», на которых принимаются решения по дальнейшим этапам реставрации. Лишнего мы точно не делаем. Ведь мы не улучшаем произведения. Мы сохраняем авторский замысел».

Если каждый подход индивидуален, значит, нет шаблона, чтобы начать действовать? Как тогда научиться реставрации? Виктор делится своим опытом обучения:

«На курсы повышения квалификации в Москву мы едем со своим предметом, который необходимо реставрировать. Под руководством специалистов проходим каждый этап, начиная с фотофиксации. Перед началом процесса утверждается задание. Каждый этап ты проходишь с профессионалом. И даже если ты уже опытен. Предметы все разные.
Здесь нет шаблона, каждый подход индивидуален. Вот две тёмные иконы. Одну мы будем легко ”раскрывать” растворителем, а другую два месяца. Олифой покрыты обе, но всё зависит от краски, от материалов».

Реставраторы - люди, способные подчинить себе время, изображение №6

В этот день

Виктору предстоит участвовать в процессе отправки парсуны «Благоверный князь Александр Невский» в Москву в Государственную Третьяковскую галерею на выставку «История России глазами художников». За подготовку к транспортировке и сохранность ответственность несет Виктор. Для этого был изготовлен специальный короб, в который было упаковано произведение. Машина стоит у входа. Загрузка прошла успешно. Виктор возвращается в кабинет, чтобы завершить все, что было запланировано на сегодня.

Вне музея

В команде реставраторов помимо профессиональных ролей каждый играет свою роль.

«Олеся спокойная и серьезная. Анна позитивная, она отвечает за то, чтобы всех успокоить, посмотреть на ситуацию с положительной стороны. Виктор общительный, человек карьеры. Ему интересна его работа настолько, что его жизнь неотделима от нее».

«Но без усидчивости и ответственности в нашей профессии никуда. Это есть у каждого из нас. И, конечно, мы с юмором. Без него тоже сложно».

Думаешь: неужели и дома у реставратора целые коллекции старинных вещей, которые итак окружают их на рабочем месте?

«Дома хочется немного другого. Свежего. Я занимаюсь изготовлением мебели в стиле лофт или скандинавском. В музей несем из дома старинные предметы быта. У меня здесь на полке маленькая коллекция. Также занимаюсь иконописью. Кстати, если бы не реставрация, вряд ли бы у меня получилось добиться какого-то рода успехов в иконописи» - комментирует Виктор.

В конце дня

реставраторы завершают те задачи, которые были запланированы на сегодня. Девушки делятся: «Тут у нас как отдельный мирок. Тихо и спокойно. Иногда даже во время работы можешь медитировать. Настолько погружаешься туда. Это творчество. И, конечно, коллектив. Без усидчивости нельзя, без ответственного подхода тоже. И, конечно, без хорошего настроения».

Реставраторы - люди, способные подчинить себе время, изображение №7

День пролетел незаметно

Сложный и трудоемкий процесс окружен юмором и дружеской атмосферой. Ответственный подход сочетается с легкостью, которая так и витает в воздухе. Один день мы прожили вместе с реставраторами. Завтра будет такой же. Или совершенно другой. Планы у профессионалов расписаны на месяцы вперед. И спустя, некоторое время, мы придем в картинную галерею и сможем увидеть в отличном состоянии то, что сегодня находилось на начальном этапе реставрации.