В течение нескольких дней московский художник Евгений Кравцов делает копию парсуны. Мы узнали у него об особенностях работы копииста и трудностях, с которыми он сталкивается.
Евгений Кравцов является заведующим кафедрой «рисунка и живописи» в московском академическом художественном училище. И считает, что создание копий является важнейшей частью обучения молодых художников:
«Когда человек пишет только своё, проявляет свою индивидуальность, то он не растет: не ищет, не берет пример, не исправляет ошибок. Но когда он может повторить «почерк» мастера, то однозначно сможет его превзойти. Копия нивелирует индивидуальность, зато даёт мастерство. И тут выбор уже за каждым».
Евгений Кравцов является опытным художником. Многое из того, что он умеет сейчас, пришло в процессе создания копий:
«Я помню свою первую работу. Портрет Филиппа 4-го в Эрмитаже. Я очень старался, но все время не получалось. Подбирал цвет, тон. У мастера звонко, а у меня было тухло и жухло. Вдруг увидел, как правильно устроена теплохолодность в академическом рисунке, и меня осенило! Я поменял ее в своей работе. И у меня получилось хорошо».
Фото: Илья Бархатов
Трудности в процессе создания копии парсуны, по словам Евгения Кравцова, возникают самые разные.
Подобрать правильный материал, понять технологию и пройти такой же путь создания, какой прошел мастер в далекие от нас эпохи.
Но особенно трудно для художника согласиться с трактовкой мастера:
«Я человек образованный. А парсуна –то — переходный момент в истории искусства. Для парсун характерно невладение строгими принципами рисунка, академическими принципами. Сложно повторять то, что архаичное».
Евгений Кравцов в процессе создания копии с парсуны «Благоверный князь Александр Невский» проникся особой теплотой и чувствами. По словам художника, произведение обладает «душевностью» и «наивностью» в отличие от академических картин:
«Академическое искусство в икону внесло много профессионализма. И в связи с этим потерялась часть духовного ощущения, что характерно для икон. В парсуне меньше формы, но есть духовность».
Создание копии производится при поддержке фонда поддержки и сохранения культурных инициатив «Собрание» и Группы Магнезит.