Темперная живопись

You are here

Translation of materials into English is under development.

Перевод материалов на английский язык находится в разработке.

Икона Богоматерь "Всем скорбящим радость". XVIII век.

В процессе удаления поздней записи с лика Христа, под ней обнаружилась авторская живопись. Однако, при удалении поновительских записей с ликов Саваофа и Богоматери, выяснилось, что в этом случае авторская живопись утрачена в момент предыдущей "реставрации" XIX века. Вероятно, борясь с короблением доски, иконный щит, состоящий из двух досок, разъяли, затем доски для лучшего соединения стесали по месту стыка и склеили, в результате чего 3-4 мм авторской живописи были потеряны, о чем свидетельствуют несовпадения складок одежд, полумесяца, текста на свитке. Утраты авторской живописи по стыку досок тонированы без реконструкции фрагментов. На левом клейме "Девять мучеников Кизических" оставлена поздняя чинка, затонированная под потемневший лак. 

Икона "Благовещение", XIX век.

В процессе реставрации проведеноместное и общее укрепление левкаса, в ходе которых устранены жесткие вздутия левкаса с приподнятыми краями на нижнем поле и мелкосетчатого кракелюра по всей поверхности иконы. Поновительская вставка левкаса в правом нижнем углу удалена. Места утрат левкаса восполнены. Потемневшее лаковое покрытие удалялось постепенно. На разных участках иконы разрабатывалась индивидуальная методика удаления покрытия, что обусловлено было разной восприимчивостью пигментов к лаковой пленке. Проведено тонирование живописи в местах утрат и потертостей.

Богоматерь "Одигитрия", XIX век.

Потемневшее лаковое покрытие толстое, неравномерное, местами сгрибленное. В процессе расчистки выяснилось, что на поверхности не один, а два слоя олифы. Была разработана методика , позволившая провести раскрытие иконы  послойно, в ходе чего выяснилось, что верхний слой олифы поновительский, а под ним авторский, который уже ранее подвергался частичному утоньшению. Была проведена исследовательская работа под микроскопом, в ходе которой выявлены следы поновительских записей, в частности на фоне средника и надписях.  Так же в процессе реставрации было проведено местное укрепление красочного слоя и левкаса в аварийных участках, в том числе и в правом верхнем углу в месте жесткого кракелюра с приподнятыми краями, появившегося, вероятно, от удара. Утраты левкаса восполнены и тонированы. Нанесено защитное покрытие. Также проведено укрепление основы по месту стыка двух досок с тыльной стороны иконного щита.