О судьбе, любви и автопортрете Левицкого

You are here

Translation of materials into English is under development.

Перевод материалов на английский язык находится в разработке.

06.06.2020

Судьба

Нашему музею - 80. Возраст, когда уже нет сомнений – прошедшие десятилетия — это просто последовательность событий или судьба. Думаю, что у нашего музея есть своя судьба: радостная и трагическая, полная взлетов и периодов затишья, надежд и разочарований, содержащая события, которые доказывают, что у музея есть свое лицо, свой характер. Челябинск успел «вскочить в последний вагон» музейного строительства 1930-х годов – галерея открывается в 1940 году. Первые экспонаты – произведения с выставки «Урало-Кузбасс в живописи» и переданные из Русского музея работы русских мастеров. Однако приходит военное время, и с ним наступает безвременье для музея – закрытие, потеря части коллекции. Послевоенный подъем страны связан с долгожданным вторым рождением музея – в Пассаже Яушевых в начале 1950-х возобновляется музейная деятельность. Музей становится центром художественной культуры Южного Урала – в нем проходят художественные и фотографические выставки, конференции, встречи с художниками, растет коллекция, формируется коллектив единомышленников. Появляется филиал картинной галереи, позже он становится музеем декоративно-прикладного искусства Урала. Музей сумел сохранить коллекции, сотрудников, зрительскую аудиторию и в сложные 1990-е годы. Могу с уверенностью сказать, что сегодня музей живет и развивается. У нас проходят прекрасные выставки и мероприятия, атрибутируются и реставрируются произведения, издаются каталоги коллекций, пополняются фонды, в музей приходят молодые талантливые специалисты. И все это - лишь несколько штрихов к картине истории музея.

Любовь

Любовь - это то что объединяет сотрудников, посетителей музея и музейные экспонаты. Без любви к искусству невозможно работать в художественном музее и нет смысла его посещать. Любовью наполнены произведения искусства. А еще можно говорить о любви к самому музею. Думаю, что она присуща всем сотрудникам, независимо от рода их деятельности. Ведь музей – это синергия, сумма усилий искусствоведов, реставраторов, смотрителей, финансовой и технических служб. В наших планах – восстановить максимально возможное количество имен людей, служивших музейному делу за прошедшие 80 лет и в перспективе подготовить издание, посвященное истории музея и его сотрудников. Мы все время – в экскурсиях, лекциях, научных исследованиях, обращаемся к именам руководителей и бывших сотрудников музея, внесших особый вклад в формирование образа музея: Л.П.Клевенский, Г.Н.Лапин, В.К.Амирханов, А.А.Козлова, К.Н.Сидоров, П.Г.Панов, В.П.Кочнев, Г.И.Пантелеева, Л.А.Сабельфельд, Е.В.Пашутина, Н.П.Хмелева, Н.В.Скоморовская, Г.С.Трифонова, Н.В.Галайбо, Н.В.Иванова, М.П.Серебренникова, Г.И.Казакова, Н.М.Шабалина, Е.М.Устьянцева, В.Н.Чернышев, Л.Ю.Яковлева, Л.В.Зедгинидзе, Т.В.Батова, Е.А. Шипицына, Н.И.Андросова. Я благодарю всех, кто сейчас работает в музее, а также наших посетителей за любовь к искусству и музею. Благодарю наших партнеров, спонсоров и дарителей за участие в развитии музея. Я благодарю наше руководство за понимание и поддержку наших инициатив.

Автопортрет Левицкого

Уже в 1970-е годы музею стало тесно, он «вырос из своих одежд» и с этого времени начинается, пока, увы не достигший результата, поиск вариантов расширения музейного пространства. Когда мы возили в Третьяковскую галерею коллекцию русского искусства, автопортрету Д.Г.Левицкого была предоставлена отдельная большая стена. Все дело в том, что это единственный известный автопортрет великого мастера. Уверен, что придет время, когда шедевр переедет из «коммунальной квартиры», в которой он сейчас живет, в отдельную, светлую и просторную. Музей с оптимизмом смотрит в будущее. И Дмитрий Григорьевич Левицкий тоже.