В проект вошла 61 литография из частных коллекций Германии, Бельгии и Франции. Экспозиция покажет работы основных этапов творчества мастера: раннего и голубого периода, аналитического и синтетического кубизма, серию эскизов к знаменитому полотну «Герника», а также работы позднего творчества из серии «Торос и торерос», «Война и мир».
«Голубой цвет Барселоны» - поэтическое название, отсылающее нас к графике времён юности художника. Это время, когда он жил на два города: в Барселоне и Париже. Работы “рассказывают” об ощущении красочности и насыщенности жизни: о влюбленных парочках, сценках в кафе и кабаре, о центре нового искусства - Париже.
Ощущение легкости и озорства сменяются темой тоскливого одиночества, ощущением страха: лучший друг Пикассо, художник Карлос Касагемас, свёл счеты с жизнью в результате безответной любви. Это потрясло художника, прямо повлияв на его творчество. Так начался «Голубой период», ознаменованный переживаниями. Теперь герои картин - это одинокие женщины, мужчины, матери с детьми, сумасшедшие и старики.
Влюбленные на улице. Серия Les Bleus de Barcelone.
Грани аналитического и синтетического кубизма раскрываются в серии «Папье-Колле» (Papiers Colles), что в переводе означает «бумажные коллажи». Многие исследователи приписывают Пикассо изобретение коллажа. Эта техника позволила разбивать изображение на плоскости, препарировать объекты, выявляя невидимую рациональную суть вещей.
В апреле 1937 года фашистская авиация разрушила небольшой городок басков Гернику. Пикассо, пораженный этим событием, создал огромное полотно с одноименным названием. В 1940-ом, через некоторое время после вступления германских войск в Париж, к Пабло пришли из гестапо. На столе художника находились открытки с репродукцией «Герники». «Это вы сделали?» — задали мастеру вопрос. «Нет» — ответил он — «это сделали ВЫ!». Экспозиция покажет весь путь создания полотна в 37 эскизах.
Этюд 15. Эскизы к Гернике
Отдельное место в творчестве занимают изображения возлюбленных Пикассо. Точное количество подобных работ не сможет определить ни один эксперт. На выставке посетители увидят серию женских портретов: от прекрасных ликов с соблюдением привычных пропорций до сюрреалистических, буквально разламывающихся на части женских образов.
Кураторы проекта:
Младший научный сотрудник Челябинского государственного музея изобразительных искусств - В.Е. Савельева.
Выставка продлится до 4 февраля 2018 года.
Зал им. Е.В. Александрова, пл. Революции, 1.