Эрарта» — крупнейший в России и в Восточной Европе негосударственный проект в сфере современного искусства, включающий музей, галереи (Санкт-Петербург, Нью-Йорк, Цюрих, Гонконг) и одноименный фонд. По своей структуре, системе ценностей, коллекции и стратегии «Эрарта» не дублирует другие музеи и институции этой сферы.
«Эрарта» развивает международные связи, но главное внимание уделяется работе с современным российским искусством – коллекционирование, экспонирование, продвижение на международной арт-сцене. Живопись, графика, скульптура, инсталляция, видео, цифровое искусство пополняют коллекцию музея. В коллекции «Эрарты» более двух тысяч произведений художников из двадцати двух городов России. Коллекция продолжает пополняться.
Осуществляется долгосрочный проект «Россия в Эрарте», не имеющий аналогов в стране, в рамках которого организуются выставки региональных художников в Санкт-Петербурге и выставки «Эрарты» в регионах.
Выставка в Челябинске – шаг в реализации долгосрочного проекта «Россия в Эрарте», не имеющий аналогов в стране. В рамках данного проекта организуются выставки региональных художников в Санкт-Петербурге и выставки «Эрарты» в регионах. Выставка была уже показана в 2012 в Новосибирском государственном художественном музее, на фестивале Арт-Пермь, в 2013 - в Сургуте, Иркутске, Красноярске. Для урало-сибирского тура 2014 была подготовлена обновленная версия. В марте-апреле выставка экспонировалась в Уфе. Челябинск – седьмой пункт маршрута этого проекта.
В состав экспозиции включены более 60 работ, причем это картины не только из хранилища музея, но и из постоянной экспозиции. Основу выставки составляет петербургская живопись.
Это, в первую очередь, знаковые для Петербурга и «Эрарты» художники, уже ставшие за последние двадцать-тридцать лет почти живыми классиками— Валерий Лукка, Феликс Волосенков, Елена Фигурина, Анатолий Заславский, Николай Сажин.
В состав выставки также включены работы героев ленинградского андеграунда — Владимира Овчинникова, Владлена Гаврильчика, Анатолия Басина, вошедших в культурную историю и мифологию города. Среди молодых художников можно отметить Виталия Пушницкого, исследующего «механизмы времени» и Илью Гапонова из группы «Непокоренные». Приехавший из Кемерово, Гапонов вскоре после окончания Академии имени А. Л. Штиглица и института «Pro arte» заявил о себе «Шахтерской серией», написанной кузбасслаком, как многообещающий и значительный художник, со своей темой, техникой и концепцией творчества, возвращающей к традиционным гуманистическим ценностям.
К поколению молодых художников относится и Александр Дашевский (известный также как куратор и арт-критик), представленный работами из серии «Окна». Среди значительных региональных художников – Владимир Мигачев из Краснодара, Максим Каеткин из Перми, Владимир Фатеев из Новосибирска, Юрий Татьянин из Липецка. Экспозиция делится на ряд условных подразделов – «Идентификация», «Экспрессионизм», «Новая серьезность», «Тотальная живопись». Распределение художников на подразделы не носит абсолютного характера, а сами подразделы являются скорее ракурсами презентации. Не все авторы вписываются в предложенную структуру — их работы представляют собой самодостаточные визуальные факты.
Рекомендуемый способ восприятия выставки — феноменологический, предполагающий ценность каждой отдельной работы.
Выставка пробудет в Челябинске с 29 апреля до 25 мая. Посмотреть ее можно в Зале им. архитектора Е.В. Александрова по адресу: пл. Революции, 1.