«Русская графика 1800 – 1920-х годов из собрания музея. Рисунок, акварель, гуашь, темпера»

You are here

Translation of materials into English is under development.

Перевод материалов на английский язык находится в разработке.

Дата начала: 
16.10.2013
Дата окончания: 
15.12.2013
Место: 
Картинная галерея 2 этаж

История формирования коллекции графики уходит к 1940-му году, времени создания Челябинской картинной галереи, ныне Челябинский государственный музей изобразительных искусств. Через год Государственный Русский музей передал в Челябинск в составе коллекции мастеров XVIII – нач. XX вв. произведения графики. К несчастью, в перипетиях военного лихолетья, когда картинная галерея была ликвидирована, часть листов оказалась утраченной. В период восстановления музея в начале 1950-х годов поступили произведения русской графики XIX века, среди которых акварели Г. Г. Гагарина, Н. Н. Каразина, А. А. Куренного, В. Е. Маковского, И. Е. Репина, рисунки И. И. Шишкина, С.В. Малютина, С. В. Иванова. Источникамипоступлений в этот период были дирекции художественных выставок Министерств культуры СССР и РСФСР, Государственный Русский музей. В 1960-е годы коллекцию пополнили произведения А. Г. Варнека, П. Ф. Соколова, В. А. Серова, Ф. А. Малявина, К.Ф. Богаевского, Л. В. Туржанского. Активную роль в формировании коллекции сыграл директор и первый хранитель фондов Гавриил Николаевич Лапин (1895-1970). Лучшие произведения графики были включены в постоянные экспозиции русского и советского искусства.

В 1970-1980-е годы в музее был утвержден долгосрочный план развития коллекции. В этот период прошли персональные выставки крупнейших представителей отечественной графики из собраний семей художников, это позволило получить уникальные листы З. Е. Серебряковой, Р. Р. Фалька, А. В. Шевченко. В дальнейшем были приобретены произведения замечательных мастеров начала XX века Е. Е. Лансере, Л. С. Бакста, И. И. Машкова, В. Н. Чекрыгина, Н. А. Русакова, В. Ф. Николаева, А. О. Никулина. Значительный вклад в развитие коллекции, которая тогда обрела современный вид, внесли научные сотрудники музея: Г. И. Пантелеева, Г. С. Трифонова. Благодаря им активизировалась деятельность по каталогизации собрания музея. Итогом этой работы явились изданный в 2011 году каталог «Русская графика 1800 – 1920-х годов. Рисунок, акварель, гуашь, темпера» и настоящая выставка.

Первым опытом анализа коллекции была выставка 1971 года «Западноевропейская, русская и советская графика из собрания музея». С тех пор этот раздел показывался лишь в составе тематических экспозиций («Портрет в русском и западноевропейском искусстве», 1983; «Советское искусство 20-30-х гг.», 1990; «Модерн: взгляд из провинции», 1994; «Николай Русаков», 1999 и др.). Одновременно произведения из нашего собрания участвовали в больших выставках столичных музеев: темперы З. Е. Серебряковой – на персональной выставке в Государственной Третьяковской галерее (1986), пастели С. В. Малютина – в Свердловской картинной галерее (1989), акварель и рисунок Н. А. Русакова в проекте Третьяковской галереи «Золотая карта России» (2008).

Выставка «Русская графика 1800 – 1920-х годов» включает лишь избранные произведения из челябинской коллекции по причине дефицита музейных площадей. В процессе ее подготовки был сделан отбор по принципу уникальности и художественной содержательности произведений. Выставка объективно показывает особенности челябинской коллекции: не все периоды истории и имена в русском искусстве отражены в полном объеме, преобладает искусство XX века. Исходя из этого, экспозиция поделена на две части. В зале XIX века помещены портреты пушкинского времени, выполненные выдающимся акварелистом П. Ф. Соколовым; работы художников академистов – А. Г. Варнека, Ф. А. Бронникова, Л. Ф, Лагорио. Передвижники представлены жанровым сценами В. Е. Маковского, Н. Н. Каразина, А. И. Корзухина, натурными зарисовками классика русского пейзажа И. И. Шишкина, великолепными рисунками В. Д. Поленова и В. А. Серова. Различные этапы творчества И. Е. Репина прослеживаются в его портретных произведениях. Обращение к истокам национальных традиций наблюдается в графике В. М. Васнецова и Л. С. Бакста.

Экспонируемые в большом зале произведения XX века, характеризуют это столетие как эпоху сохранения традиций (С. В. Иванов, С. В. Малютин, Ф. А. Малявин), так и время поисков новых художественных форм (З. Е. Серебрякова, А.В. Шевченко, С. В. Герасимов, Р. Р. Фальк, В.Н. Чекрыгин, В.Ф. Николаев). Пробуждение художественной жизни в российской провинции начала XX века отражено именами алтайского художника А. О. Никулина и челябинца Н. А. Русакова, ставшими частью русского искусства.

Выставка из запасников – всегда важное и волнующее событие в жизни музея. Графический раздел в нашем собрании самый многочисленный и активно растущий, но редко экспонируемый в силу особых требований к хранению и показу этого вида искусства. Выставка «Русская графика 1800 – 1920-х годов. Рисунок, акварель, гуашь, темпера» впервые представляет коллекцию с максимальной полнотой и демонстрируют ее качественный уровень.

Кураторы  – Сергей Шабалин (главный хранитель ЧГМИИ), Светлана Шляпникова (старший научный сотрудник, хранитель и исследователь коллекции  графики  ХХ - ХХI веков ЧГМИИ).