Владимир Махнюк: БЕРЕСТЯНОЕ БАРОККО

You are here

Translation of materials into English is under development.

Перевод материалов на английский язык находится в разработке.

Дата начала: 
26.11.2010
Дата окончания: 
07.01.2011
Место: 
Художественный салон «Губернаторский»

За многочисленные полезные свойства бересту на Руси всегда называли и называют «белым золотом». Аромат свежей бересты, разнообразная гамма ее оттенков, теплота и нежность при прикосновении  – все это не оставляет человека равнодушным, привлекает и притягивает его внимание. Береста это уникальный природный материал с богатейшим набором совершенно необыкновенных свойств. Она легка и пластична, обладает достаточной прочностью, практична и долговечна.

Используя эти уникальные особенности материала, Владимир Махнюк создает уникальную «Столовую бересту», то есть, он берет привычные русскому человеку формы, такие как крынки, кувшины, чайники и т.д., и воплощает их в бересте. Техника многослойной и прорезной бересты, с чеканкой и тиснением, позволяет использовать все эти предметы по прямому назначению. «Берестяное барокко» - именно такое название получил стиль работы мастера после проведения ряда персональных выставок в Москве в середине 90-х годов.

Художественная обработка бересты Владимира Махнюка основывается на многослойности, объеме, ажурной резьбе и тиснении, использовании природной фактуры материала. Важное значение при создании декора отводится так же и славянской обережной символике. Новаторство мастера проявилось в удачном использовании естественной фактуры бересты. Такие ее особенности, как  сучки, наросты, наплывы и другие природные дефекты, в сочетании с богатой цветовой палитрой зауральской бересты (от светло-желтой и белой до красной и шоколадно-коричневой), умело используются в решении композиционного замысла произведения.

Особое место в творчестве мастера занимает тема чайной посуды. Развивая чайную тему далее, Владимир Махнюк разработал целую серию  берестяных самоваров, использовав знакомые  формы популярных в недавнем прошлом их медных собратьев. Всем известны самовары - банкой, вазой, дулей, яйцом и пр. Каждому созданному самовару мастер присваивает имя: «Милован», «Горислав», «Пересвет» и т.д. Такая работа мастера не могла не заинтересовать Тульский музей самоваров, который осуществил в последующем закуп нескольких моделей берестяных самоваров в свои фонды.

После ряда российских выставок в среде специалистов прозвучали утверждения о Шадринской бересте как новом направлении в декоративно-прикладном искусстве.
В 2008 году на 3-й Международной выставке ювелирного и декоративно-прикладного искусства «Золотой глобус», в МВЦ «Крокус Экспо» его изделия выставлялись в одном ряду с золотой и серебряной посудой. С 2009 года мастер привлекается к международным мероприятиям, организованным Министерством культуры России, в частности, в марте 2009 г. он подготовил выставочную экспозицию, представляющую российский берестяной промысел на национальном фестивале «Дженадерия», в Саудовской Аравии.

В настоящее время готовится к осуществлению подобный проект по программе культурного обмена между Россией и Францией. Одновременно мастер заочно участвует во второй сессии китайского международного биеннале искусств 2010 года,  проходящем в Шанхае.
Произведения берестяного искусства В. Махнюка уже стали своеобразной визитной карточкой Зауралья. Работы мастера хранятся в Тульском музее самоваров, в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, в Чебоксарском государственном художественном музее, вШадринском краеведческом музее, в Шанхайском музее искусств и ремесел в Китае, а так же в многочисленных частных коллекциях в России и за рубежом.
Берестяные наборы Владимира Махнюка великолепно вписываются в современный интерьер жилища, будь то классический стиль или модерн.