Русская живопись XVIII-начала XX вв.

You are here

Translation of materials into English is under development.

Перевод материалов на английский язык находится в разработке.

Постоянная экспозиция русского искусства в музее устраивается с 1957 г.

Основой ее является коллекция русского искусства, начало которой положено в 1941 г. Государственным Русским музеем, передавшим в только что открывшуюся в 1940 г. Челябинскую картинную галерею 106 произведений живописи и графики. Особенно активно коллекция пополнялась в 1950-60-е гг. благодаря передачам крупных музеев и закупкам Министерств культуры СССР и РСФСР. В 1970-1990-е коллекция росла благодаря приобретениям в частных собраниях. В настоящее время коллекция насчитывает около 500 произведений живописи, графики и скульптуры. В нынешней экспозиции преемника картинной галереи Музея искусств в историко-монографической последовательности развернуты произведения русской живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства нового времени, наступившего в результате реформ Петра Великого, направивших Россию по европейскому пути развития. Задачи постоянной музейной экспозиции – на основе коллекции русского искусства, принадлежащей музею, раскрыть историю русского искусства: развитие художественной школы, смену стилей, направлений и течений, их неповторимость и особенности, творчество художников, внесших свой вклад и занявших свое определенное место в истории отечественного искусства. Экспозиция строится преимущественно на произведениях живописи, достигшей в указанный период яркого развития и прошедшей через этапы подлинного расцвета: во второй половине XVIII в.; на рубеже XVIII-XIX вв. и первой трети XIX в., именуемой ЗОЛОТЫМ ВЕКОМ русской культуры; начиная с 1870-х гг. – расцвет русского реализма в рамках передвижничества – до начала ХХ века, времени, именуемом РУССКИМ СЕРЕБРЯНЫМ ВЕКОМ и последовавшим за ним гениальным РУССКИМ АВАНГАРДОМ первых десятилетий ХХ в. Коллекция русской живописи Музея искусств позволяет проследить пути становления русской живописи после иконописи, закономерность появления жанра русского живописного портрета. В малом зале представлены протопортрет переходной поры – парсуна Александра Невского, поясные портреты неизвестных художников полупарадного жанра, которые соседствуют с подлинными шедеврами камерного интимного портрета русского искусства XVIII в. в творчестве Д.Г. Левицкого. Автопортрет художника и парный к нему портрет жены Н.Я. Левицкой – знаменитый художественный раритет, которым известна Челябинская картинная галерея в России. В собрании музея представлена важная историческая составляющая русского искусства XVIII - нач. XIX вв. – россика, творчество иностранных мастеров. Особое внимание привлекает портрет Екатерины законодательницы в храме богини правосудия 1792, исполненный австрийцем И.Б. Лампи как свободная копия с композиции Д.Г. Левицкого. Исполненный в яркой стилистике русского барокко, портрет-картина строится на сложных многозначных символах в духе идеологии эпохи Просвещения. Контрастом к нему служит парадный портрет императрицы Елизаветы Алексеевны 1805 французского живописца Ж.-Л. Монье, воплотивший блестящий русско-европейский высокий классицизм с элементами романтизма. Эпоха романтизма представлена определившими его именами О.А. Кипренского «Портрет Б. Торвальдсена», англичанина Дж. Доу, создавшего галерею портретов русских генералов – героев Отечественной войны 1812г., А.О. Орловского, живописца круга А.Г. Варнека. Произведения первой трети XIX в. отражают не только романтические тенденции, но и зарождение лирического реализма в творчестве А.Г. Венецианова, В.А. Тропинина. Яркий расцвет академической школы представлен в экспозиции творчеством К.П. Брюллова, позднеакадемические тенденции - в творчестве В.К. Шебуева, Г.И. Яковлева, И.К. Макарова, Г.М. Манизера и особенно в картине С.И. Постникова «Прощание Гектора с Андромахой» 1863. Нарастание реализма, погружение в жизнь страны, народа, русской природы с конца 1860-х гг. в творчестве русских художников-передвижников выявлено в экспозиции в контрасте с яркой театральной живописью в традиции поздней Академии художеств и роскошными позднеромантическими пейзажами И.К. Айвазовского. Пейзажи И.И. Шишкина, М.К. Клодта, В.Д. Поленова, И.И. Левитана; жанровые полотна В.Е. Маковского, Н.Г. Богданова, К.В. Лебедева, Н.А. Ярошенко, А.Е. Архипова; портреты кисти В.Г. Перова, В.О. Шервуда, В.Е. Маковского, И.Н. Крамского дают возможность прочувствовать глубоко нравственное творчество русских художников, исполненное сострадания и духовной силы. 1900-1910-е гг. завершают эпоху классического развития русской живописи. Пестрое многообразие живописных исканий русских художников, вновь выходящих в творческий контакт со всей мировой культурой Европы и Востока, запечатлено в трепетном русском символическом романтизме русского усадебного пейзажа, среды интерьера, погружением в русскую сказку и повседневность прошлого, в мечту о лазурных небесах Италии и гармонию Востока, в стихию русской народной жизни. В экспозиции этого периода произведения С.Ю. Жуковского, С.В. Иванова, В.М. Васнецова, Ф.А. Малявина, Б.М. Кустодиева, К.К. Первухина, челябинского художника Н.А. Русакова, чье становление связано с казанской и московской школой. Традиции портрета Репина и Серова, поиск большого монументального стиля отражают произведения И.И. Бродского, З.Е. Серебряковой, связанных с петербургской средой. Стадиально проходя через импрессионизм, постимпрессионизм, фовизм, экспрессионизм, кубизм и футуризм, искусство русского авангарда своей космической устремленностью в пространство форм новой жизни определило далекие перспективы мирового искусства. Н.П. Крымов, Н.И. Фешин, П.И. Петровичев и Л.В. Туржанский с их ярким натурным чувственным восприятием действительности с богатством живописных переживаний и обобщений как бы передают эстафету живописи яркой, декоративной, обобщающей цвет и пространство в духе постсезаннизма и постматиссовского фовизма в творчестве Н.Е. Кузнецова. Два портрета Николая Русакова – автопортрет и кисти А.М. Родченко, исполненные в 1912 – своеобразный пролог искусству, связавшему авангард с последовавшим за ним в результате социальных катастроф советским временем. Символом космической непостижимости русского классического авангарда является единственное живописное произведение в собрании музея – портрет титана авангарда В.Е. Татлина с бандурой, исполненный в 1915 В.Е. Пестель, на выставке «Европалия – Россия 2005» в столице Евросоюза Брюсселе встреченный как заново открытое яркое художественное явление. 

Галина Трифонова