Челябинская художница пытается расшифровать коды древнерусской цивилизации

You are here

Translation of materials into English is under development.

Перевод материалов на английский язык находится в разработке.

Автор: Марат Гайнуллин Фото: Вячеслав Шишкоедов
В самом деле, чего только не роится в голове этой невероятной художницы! Какие только чувства не трогают ее сердце и не рвут ее душу! Вспомните-ка! Вначале она радовала своих земляков, щедро делясь с нами впечатлениями от творческих поездок в Грузию и Туркмению, Узбекистан и на Байкал. Затем она подарила нам свою диковинную фарфоровую Пушкиниану. А потом, с жадностью открывая для себя же самой «Смысл творчества» Николая Бердяева, уже, должно быть, для будущей выставки делала зарисовки прямо на полях читаемой книги. При этом через экзистенциализм и религиозную философию Бердяева пыталась понять, как и почему рождается кризис человека, кризис искусства. Затем ее увлекли библейские мотивы. И вот теперь вдруг явилась славянская мифология…

 

— Вы знаете, совсем даже не «вдруг», — словно с собой рассуждая, признается Елена Александровна. — Если художники нередко любят поразмышлять на библейские темы, то я все время хотела лучше узнать наши корни, российские. Поэтому и заглянула туда, в глубину веков...

В свое время в библиотеке моих родителей я с наслаждением погружалась в мир древнегреческих мифов. Но на этих полках, к моему огорчению, не было ни одного древнерусского мифа.

— Так что нырок в дохристианскую эпоху не был случаен?

— Как неслучайно и то, что я сейчас внимательно изучаю труд Бориса Рыбакова «Язычество древних славян» — серьезная вещь! Я никогда не берусь за тему мне незнакомую! Моя машина времени — это воображение. И вот, когда я окунулась в мир «Велесовой книги», в волшебный мир древнерусских былин, в этот чарующий мир русского языка, волшебные звуки гуслей целиком захватили мое сознание и мою душу! 

Так и родился цикл пастелей «Песни Гамаюн», где персонажи фарфорового сервиза отразились уже в красках. Вот картина «Изначальное». Вы же слышали легенду об уточке? 

— Создательнице мира? 

— Да. Она имеет очень древние корни, причем во многих мировых культурах. А вот богатыри, окутанные живописными лианами хмеля. Почему картину назвала «Хмелюшка»? А на Руси принято было называть даже отрицательных персонажей ласкательно: Горынушко, Кощеюшка…И здесь хмель напал, словно плющ, на воинов — все шутливо, конечно, с подтекстом.

Я хотела, чтобы у зрителей, особенно у детей, возникло желание взять да и почитать древнерусские веды и поинтересоваться, что же там за герои жили! Детишки играют и кричат: «Чур меня!» И, конечно, даже не догадываются, что в тот момент зовут славянского бога родового очага. И таких отголосков древности можно найти сотни! 

…Чтобы хоть немного подготовить зрителя к восприятию своей необычной экспозиции, художница приоткрывает ее исторические предпосылки. 

И в самом деле, не все помнят о том, что в Древней Руси весь мир делился на три части — Правь, Явь и Навь. Правь — это мир богов, небесный мир. Явь — это мир, белый свет, это наша действительность. Навь — это уже потустороннее царство. Такое вот трехчастное деление вылилось у художницы в фарфоровую парадигму. 

Фарфоровый Алеша Попович

Входим в «фарфоровый» зал.

— Все сделано в последние два года, — рассказывает Елена Щетинкина. — Ездила в Башкирию на частные фарфоровые заводы, где и отлиты эти сервизы.

Видите? Упал на белый фарфор свет, и он уже засиял! Золото немецкое. Да и глина и глазурь тоже из Германии.

Если классические сервизы симметричны, то у Щетинкиной — абсолютная асимметрия! И ни одна ручка, и ни один носик не похожи друг на друга. Из каждого предмета можно пить чай, но при этом каждый предмет остается неким духовным воплощением. «Явь» — именно так и называется сервиз.

Шесть чайников со своими названиями: «Богатырь», «Алеша» (Попович), «Скоморох», «Лебедушка», «Утица» и «Соловушка». Свои древнерусские имена есть и у каждой чашки. 

Но сервиз все же не для чаепития. Это образ, скульптура. И скульптура эта четырехглавая. Разные ипостаси единого бога: Ярило, Даждьбог, Чур, Род. 

— Если перевести на язык функций, то это просто фруктовая ваза, — комментирует автор. — Крест в круге неслучаен: это древний солярный знак. А у древних славян крест был символом Солнца и означал свет, силу, жизнь. 

Рядом с крестом соседствует другой сервиз. Если присмотреться, то вообразишь, как носики чайников взаимодействует — настоящая драматургия! Впрочем, все объяснимо: это же театр сервиза! 

Третий сервиз — бурная река, в которой тоже нарушились все традиции. 

— Поезжайте на любой фарфоровый завод, и вы увидите классический сервиз на шесть персон, — говорит Елена Александровна. — А здесь вместо шести чашек появилось семь. 

— Почему?

— А почему должно быть шесть? — вопросом на вопрос отвечает художник.

Здесь и в самом деле все как-то по-другому. И уже не удивляет неожиданное появление в этой инсталляции пушкинской темы: царевна-лебедь. Но в момент трансформации. 

По признанию художницы, для создания только одного такого сервиза у нее уходит два-три года напряженной работы, включаю поездку на заводы и отливку. И одна из главных его ценностей в том, что все эти предметы — авторские. А потому в мире больше не встретишь ни одного подобного сервиза — белоснежного, слегка поцелованного золотом. 

— И все же, почему почти все ваши герои имеют женские лики? 

— А почему всех богов в Древней Руси представляли в виде птиц? Возможно, потому, что это была летающая цивилизация? Те же греки, например, считали, что жители Древней Руси — это потомки гиперборейцев. А это другая мощнейшая цивилизация, от которой и следов-то не осталось! И вообще, кто может сказать, где заканчиваются мифы и начинается Явь?

Я уверена, что мы еще не готовы к тому, чтобы узнать все коды древнерусской цивилизации. Но время для этого обязательно придет…

 

Оригинал статьи: Южноуральская панорама