Златоустовская гравюра на стали

You are here

Translation of materials into English is under development.

Перевод материалов на английский язык находится в разработке.

Перовначально в Златоусте декорировали парадное и наградное холодное оружие. Творчески переработав наследие русских и западноевропейских мастеров, златоустовцы создали свой вариант украшения изделий из стали, освоив украшение не только оружия, но и бытовых предметов. 

Производство последних, начатое в 60-е годы XIX века, постепенно заняло доминирующее место в творчестве златоустовских граверов заняло доминирующее место в творчестве златоустовских граверов, и в наши дни ими создаются декоративные настенные пластины, подносы, предметы для оформления письменного стола.
Своеобразие коллекции златоустовской гравюры в музее заключается в том, что большую часть составляют произведения советского периода. Представлены работы таких художников как А. И. Бронников, М. С. Антипов, Г. М. Берсенев, сыгравших важную роль в становлении и развитии новых направлений в искусстве художественной обработки стали.
В златоустовской гравюре 1920-1930-х годов (в музее хранятся наградные топорики для ударников первой пятилетки) нашли отражение важные социально-экономические и культурные изменения в жизни страны. 
Гравюру 1940-1950-х годов отличает поиск новых выразительных средств и новой тематики. Этот период представлен произведениями А. Боронникова, М. Ракова, Г. Драгуна, Г. Берсенева. 
Не забыта в Златоусте и традиция работы с подарочным оружием, образцом которого является представленная в собрании сабля для награждения высшего командного состава Советской Армии.
Характерными чертами гравюры на стали стали в 1960-1980-х годах можно назвать более активное освоение всего многогранного и богатого наследия златоустовских мастеров предшествующих периодов. Молодые художники ставят перед собой задачу не только овладеть приемами прошлого, но и внести свой вклад в искусство златоустовской гравюры.
Интересны работы А. Богачева, О. Аверкина, Н. Лохтачевой, А. Щукова, Ю. Рябкова. Созданные с учетом стилистических и художественных требований нашего времени, они вместе с тем сохраняют своеобразие и узнаваемость черт классического наследия Златоуста.