Классическое европейское искусство – красота, проверенная веками, истории, скрывающиеся за каждой работой! Но порой время стирает имена авторов, теряются точные названия…
Многолетний труд по изучению научными сотрудниками ЧГМИИ коллекции искусства Западной Европы помог восстановить авторство и подлинные названия многих произведений, забытым художникам — вернуть имена. Обогатилась история их создания, сюжеты и темы наполнились новыми смыслами. Поиски истины направляли исследователей в крупнейшие российские и европейские музеи (Лувр, Версаль, Прадо, Эрмитаж), удалось завязать научный диалог с ведущими специалистами по западноевропейскому искусству. В последние годы на помощь пришли возможности технико-технологических методов экспертизы: были проведены рентгенографические исследования, съемки в инфракрасных лучах, пролившие свет на детали, которые раньше было невозможно увидеть невооруженным глазом.
Энтузиазм сотрудников музея, любовь к своему делу, установление международных контактов и инновационные возможности современной экспертизы превращают исследовательский процесс в настоящий детектив. Одно из самых ярких открытий – установление принадлежности полотна «Батальная сцена» начала XVIII века кисти знаменитого голландского живописца Яна ван Хухтенбурга. Его произведений крайне мало в российских музеях, поэтому выявление в собственном собрании работы этого автора - значительное событие для музея.
В экспозиции представлено более 40 работ. Это живопись и графика мастеров ведущих европейских школ XVI – начала XX веков: голландской, фламандской, французской, итальянской, немецкой и других. Жемчужиной собрания считается полотно «Собаки перед убитым зайцем» французского живописца Жана-Батиста Удри 1748-1750 годов. Искусствоведы установили, что картина была создана по заказу знаменитой маркизы де Помпадур для своей загородной резиденции. Позже ее купила для своей коллекции Екатерина II.
Узнать загадки каждого экспоната можно на авторских экскурсиях и лекциях. Выставка дополнена подробными комментариями об этапах проделанных исследований, включивших традиционные и новаторские методы атрибуции и экспертизы произведений искусства.