Живописное путешествие в Италию

01.11.2010

В промозглые осенние дни в Челябинске открывается уникальная выставка живописи, пронизанная ярким солнцем и сочными красками Средиземноморья: «Земли полуденной волшебные края». Удивительная красота и поэтичность пейзажей Италии воспета известными русскими художниками – Карлом Брюлловым, Федором Матвеевым, Сильвестром Щедриным и их современниками. Полотна из собрания государственной Третьяковской галереи прежде не выставлялись в Челябинске, выставка приурочена к 70-летнему юбилею Челябинского областного музея искусств и проходит в преддверии года итальянской культуры в России. Своим мнением о предстоящей выставке, которая станет знаковым событием в культурной жизни города, поделились директор Челябинского областного Музея искусств Станислав Ткаченко и управляющий филиала «ЮниКредит Банк» в Челябинске Андрей Стихин.

– Станислав Олегович, как возникла идея проведения в Челябинске выставки итальянских пейзажей, созданных русскими художниками?

– Прежде всего, необходимо отметить, что выставка, в рамках которой в челябинском Музее искусств будут экспонироваться картины русских художников первой половины XIX века из собрания государственной Третьяковской галереи, стала своеобразным «ответным визитом». Два года назад, в 2008 году, в залах Третьяковки в рамках программы «Золотая карта России» выставлялись шедевры из «Русской коллекции» Челябинского музея искусств. Разумеется, тематика сегодняшней выставки, приуроченной к юбилею Музея искусств, выбрана отнюдь не случайно. Италия – это священная земля для истории искусства. Если говорить о классическом русском искусстве – не о византийской традиции, которая продолжается в русской иконописи, а о классической живописи – то очевидно, что мастера черпали вдохновение именно в традициях итальянского Возрождения.

И даже когда концепция будущей выставки еще только-только выстраивалась, сомнений не возникало: это будет пейзажная живопись. И эстетически, и эмоционально пейзаж наиболее близок русскому человеку. Мы живем в таких необъятных и фантастических по красоте просторах, так тонко и остро чувствуем географию, расстояние, пространство, что для русского человека пейзаж всегда был и остается, пожалуй, главным жанром живописи. С другой стороны, в сердцах и душах северян живет сказка, мечта о далеком чудном крае. Само название выставки - «Земли полуденной волшебные края» – словно бы приглашает совершить живописное путешествие в утерянный Эдем. А для русского человека, ориентированного в большей степени на европейскую культурную традицию, рай на земле – это не экзотический Таити, а, скорее, Средиземноморье.

– «Изюминка» выставки в том, что классические итальянские пейзажи созданы русскими художниками. Как Италия стала «землей обетованной» для российских живописцев?

– В рамках выставки будут представлены работы русских художников, которые в разное время были выпускниками Академии художеств в Санкт-Петербурге. Стоит отметить, что воспитывались там преимущественно дети из бедных семей. Конечно, далеко не все воспитанники вырастали в больших мастеров – некоторым приходилось довольствоваться уделом провинциального учителями рисования. Но для лучших выпускников, получавших большую или малую золотые, серебряные медали, предполагались «пенсионерские» поездки в Италию за государственный счет. И в первой половине XIX столетия в Риме постоянно находилась шумная «колония» русских живописцев. Для юных дарований Италия становилась местом беззаботной жизни, первой влюбленности, упоенного творчества. Молодые художники посещали музеи и картинные галереи, вдохновляясь творениями выдающихся мастеров античности и Возрождения. При этом, безусловно, они не могли остаться равнодушными к чарующей красоте итальянских пейзажей и смуглых темпераментных красавиц. И выставка, к слову, содержит не только пейзажи, но и портреты, жанровые сценки.

Часть полотен, которые будут представлены на выставке, постоянно экспонируется в залах Третьяковской галереи, а некоторые картины хранятся в запасниках музея: Третьяковка, как и все великие музеи мира, испытывает колоссальную потребность в экспозиционных площадях, так что ее постоянная экспозиция – лишь самая вершина айсберга. При том, что количество полотен, которые будут представлены на выставке в Челябинске, не велико – всего порядка тридцати картин – необходимо отметить очень качественный подбор.

Немаловажный момент – выставка ориентирована на Александровский зал Музея искусств, расположенный на площади Революции. Два года назад он был полностью отреставрирован, и обновленные интерьеры в духе сдержанного классицизма станут прекрасным обрамлением для картин. Среди экспонатов – полотна заслуживших европейское признание великих мастеров: Карла Брюллова, Федора Матвеева, Сильвестра Щедрина, а также картины их современников – М.И. Лебедева, Ф.А. Моллера, Т.А. Неффа, братьев Чернецовых и многих других. Стоит отметить, что именно картина итальянского «пенсионера» Тимофея фон Неффа «Купальщица», приобретенная в 1940 году, стала первым экспонатом в коллекции Челябинской картинной галереи, и с тех пор находится в постоянной экспозиции. Челябинцам, интересующимся изобразительным искусством, наверняка будет интересно посмотреть и другие работы художника.

– А какая из представленных на выставке картин запала в душу вам?

– Когда возник вопрос о том, какая из картин станет «лицом» выставки, выбор единогласно пал на «Пляшущую трастеверинку» Петра Шамшина. В этом портрете художник передает не столько черты лица конкретного персонажа, сколько создает запоминающийся собирательный образ итальянской красавицы – яркой, страстной, излучающей радость жизни. В полотне чувствуется знойный полдень и напоенный ароматами воздух Италии, звучит зажигательная музыка. Кроме того, очень интересны классические итальянские пейзажи Сильвестра Щедрина и Федора Матвеева, в которых отображены знаменитые природные и архитектурные ландшафты Рима и его окрестностей, а также Флоренции, Венеции, Неаполя, Сицилии. Надо сказать, именно итальянские виды были особенно популярны в России в первой половине XIX века, в то время русские художники еще не стремились отобразить на полотнах необъятные просторы родной страны. «Русский» пейзаж, который позднее появился в картинах «передвижников», по композиционному построению, по колористике продолжал традицию «итальянских» пейзажей: Италия являлась для русских художников не только источником творческих впечатлений, но и школой профессионального мастерства.

– Как будет обеспечиваться сохранность полотен?

– Безусловно, подготовка любой выставки, а тем более – экспозиции из фондов крупнейших музеев страны - это очень серьезный, кропотливый труд множества специалистов. Для полотен, написанных сто, двести лет назад, любой переезд – это стресс, так что для сохранности картин необходимо учесть тысячи мелочей: начиная от особого температурно-влажностного режима в контейнере до специальной системы крепежа, чтобы на ухабах российских дорог ничего не качалось. Картины перевозятся в сопровождении вооруженной охраны, кроме того, они находятся под страховой защитой – как принято говорить, «от гвоздя до гвоздя». Оценочная стоимость 28 произведений искусства и 10 исторических рам (а с недавних пор старые резные рамы тоже причисляются к музейным ценностям) составляет 16 млн 200 тыс долларов, страховой взнос превысил 400 тыс. рублей.

– Как вы ожидаете, выставка вызовет большой интерес на Южном Урале?

– Да, мы предполагаем высокую посещаемость. Обычно выставка живописи из фондов крупного столичного музея привлекает пятьсот-семьсот человек в день. А экспозиция из собрания Русского музея в Челябинской картинной галерее, в рамках которой выставлялось и эпохальное полотно Василия Сурикова «Переход Суворова через Альпы» побила все рекорды – были дни, когда выставку посещали, вызывая ужас у сотрудников – гардеробщиц, смотрителей зала – до 1300 человек, очередь стояла на улице. Из последних экспозиций наибольший интерес вызвала выставка живописи Николая Константиновича Рериха – за два месяца Музей искусств посетило около восьми тысяч человек, в зал на площади Революции приходило до 400-500 человек ежедневно. А в Ночь музеев, 17 мая, когда двери картинной галереи были открыты до девяти вечера, а Александровского зала – до трех часов ночи, экспозиции за день посетили 1200 человек. Это хорошая статистика. Мы уверены, что экспозиция будет чрезвычайно привлекательна для различных категорий посетителей музея.

Традиции меценатства глубоко укоренились в российской почве: в прежние века состоятельные покровители искусства приобретали работы молодых, подающих надежды художников в частные коллекции, отправляли в «пенсионерские» поездки в Италию, тем самым спасая юные дарования от голодной смерти. Сегодня высокая миссия меценатов состоит в том, чтобы вернуть произведения искусства людям – выкупить из собраний зарубежных коллекционеров, организовать выставку полотен, долгие десятилетия хранящихся в запасниках крупнейших музеев. Выставка «Земли полуденной волшебные края. Италия глазами русских художников первой половины XIX века», приуроченная к 70-летнему юбилею Челябинского областного музея искусств, проходит под патронатом губернатора Челябинской области Михаила Юревича. Генеральным партнером мероприятия выступает «ЮниКредит Банк».

– Андрей Владимирович, связан ли интерес ЮниКредит Банка к этой выставке с тем, что корни Группы «ЮниКредит» в Италии?

– Отчасти да. Группа «ЮниКредит» действительно ведет свою историю от первых итальянских банков, поэтому, конечно, нам приятно участвовать в взаимодействии Италии и России, в том числе и в культурной сфере. Тем более что интерес к итальянской культуре и вообще к Италии в нашей стране всегда был огромный, и я уверен, что в следующем году мы все в этом еще раз убедимся.

При этом для меня важно, что банк старается по мере возможности участвовать в культурной жизни регионов, где работают наши филиалы. Хочется, чтобы действительно интересные культурные инициативы, такие как эта выставка, доходили до наших жителей. Так что я очень надеюсь, что залы музея пустовать не будут, я всех с удовольствием приглашаю погреться под итальянским солнцем .

Торжественное открытие выставки «Земли полуденной волшебные края. Италия глазами русских художников первой половины XIX века» состоится 29 октября в 13:00 в Челябинском областном музее искусств, Зале им. архитектора Е.В. Александрова, расположенном по адресу: Челябинск, пл. Революции, 1.

Любуясь удивительной красоты пейзажами Италии, посетители выставки смогут ощутить поэтическое обаяние «итальянского мифа», созданного русскими живописцами, плененными прекрасной страной, где искусство неотделимо от реальности. 

 
Ульяна БИСЕРОВА


Оригинал материала: http://chel.ru/text/from_74/331653.html