В Музее искусств открылась выставка современного художника Клима Пашнина

20.09.2014

Челябинским любителям нетрадиционного искусства имя Клима Пашнина (1971-2011) известно давно. Не раз проходили выставки его работ, как персональные так и в рамках групповых. При этом сам художник чувствовал невостребованность и просил передать свои работы западным галереям. Однако их оценили по достоинству и в Челябинском государственном музее искусств. В его фонд также поступила часть творений Клима Пашнина.

Экспозиция «Постфактум» включает в себя живопись, ассамбляжи и инсталляции. Интересно проследить творческую эволюцию от ранних произведений до самых последних. Так в «Нежности» (1990 г.) и «Юности художника» (1992 г.) выражен нарочитый антиэстетизм и отказ от ясной образности. Позднее появляются абстрактные и концептуальные работы. Несколько картин выполнены в манере наивного искусства. Это, к примеру, «Члены политбюро катаются на крокодиле» (1999 г.) и «Женщина, стирающая колбасу» (2000 г.).

Не будет преувеличением сказать, что поп-арт и концептуализм 1960-70 годов стали одними из самых вдохновляющих для художника течений. Знаменитый Энди Уорхол хотел возвести обыденное в ранг высокого искусства, изображая просто банки с супом. Клим Пашнин пошел дальше и в своей работе «Продукт, идентичный натуральному» (2005 г.) представил список ингредиентов, которых так боятся любители здорового питания. Трактовки, конечно, могут и должны быть разнообразными. Но первые ассоциации связаны с современной жизнью вообще, в которой идентичной натуральной становится не только еда…

– Клим Пашнин чувствовал себя действительно невостребованным, – рассказала куратор выставки Светлана Шляпникова, – Просто было такое время, когда людям нужно было еще почувствовать необходимость такого искусства, принять его. Сейчас кажется, что это всё очевидно. Художник переживал эту ситуацию даже не в связи с собой лично. Его больше задевало то, что разные течения не могут существовать на равных. И предлагая музею такие работы, я не была уверена, что это получит отклик.

В некоторых работах Клим Пашнин через приметы массовой культуры пытается передать лирическое переживание. Так в работе «БИГ ТЕСТ ТМ» в одно целое соединены впечатления одного дня в Москве. Выражено это через проездной на метро, игру с названием бренда фастфуда и передачу впечатлений от концерта Роджера Уотерса. Нередко художнику становится тесно в плоскости, и он вырывается в третье измерение. Так ассамбляж «Жизнь без искусства» можно назвать своеобразным манифестом для творческого человека вообще. А, например, в работе «Всё будет!» контркультурные моменты в тексте находят ассоциативное дополнение в виде женских локонов и коклюшек для завивки волос.

Из представленных в экспозиции самой последней работой Клима Пашнина стала «Без названия» 2011 года. В ней на желтом фоне изображены технологические знаки, которые можно увидеть на улице. Такая беспримесная и созерцательная образность удачно закругляет выставочную экспозицию. Причем, если бы не было известно, что это всё – работы одного художника, выставка вполне была бы похожа на коллективную.

Очевидно, что Клим Пашнин стремился к разнообразию и хотел максимально использовать существующие методы современного искусства для выражения своих идей.

Владимир Гулящих
фото автора