Русская живопись из Челябинска

12.06.2008
  Москва
Г.С. Трифонова, ведущий научный сотрудник Челябинского музея искусств
Т.А. Нефф. Купальщица. Русская живопись из Челябинска
В.А. Тропинин. Девушка со сливами. 1848. Русская живопись из Челябинска
П.И. Петровичев. В Нескучном саду. 1915. Русская живопись из Челябинска
Н.А. Русаков. Мархаба, звеньевая сложной молотилки колхоза имени Кагановича. 1937
Челябинский музей искусств показывает свое собрание в Третьяковской галерее. Это один из самых молодых музеев, который привез произведения в рамках проекта "Золотая карта России". Музей был основан в 1940 году. Произведения современных художников музей собирал на выставках "Урало-Кузбас в живописи" (1935-1936) и "Южный Урал в живописи" (1936-1939). Сформировать коллекцию по истории русского искусства было челябинцам сложнее. Здесь не были сильно развиты традиции коллекционирования, как это происходило в европейской части России. Сотрудники будущего музея обратились к большим столичным музеям с просьбой помочь составить историческую часть коллекции живописи. По стечению обстоятельств работы из Русского музея прибыли в Челябинский музей в мае 1941 года. Из-за начавшейся Великой Отечественной войны произведения были расформированы между различными учреждениями. Восстановить коллекцию удалось только в 1952 году.

Историческую часть выставки открывает парсуна "Благоверный князь Александр Невский" (не ранее 1724). Интересно, что в 1940 году, когда музей только открылся, как и многие музеи советского времени, он находился в соборе, в Челябинске музей располагался в церкви Святого Александра Невского.

Далее представлены парные миниатюрные портреты Д.Г. Левицкого (1783). Два овальных медальона изображают самого художника и его супругу. Это единственный автопортрет Левицкого.

Лирический портрет "Девушка со сливами" (1848) показывает творчество В.А. Тропинина.

Одно из первых приобретений музея - картина "Купальщица" Т.А. Неффа, однофигурный вариант композиции "Две Девушки в гроте" Русского музея. Тему обнаженной натуры на выставке продолжает жемчужно-перламутровая "Купальщица" Н.И. Фешина (1910).

Передвижник В.Г. Перов показан не социальными сценками, а парным купеческим портретом: "Портрет Н.Ф. Резанова" (1868) и "Портрет Ф.И. Резановой" (1869). Коллекция искусства XIX века в музее достойная, представлены все ключевые фигуры: И.К. Айвазовский, И.Н. Крамской, К.Е. и В.Е. Маковские, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов и другие.

Начало XX века показывают четыре пейзажа П.И. Петровичева "Березы" (1907), "Площадь Ивана Сусанина в Костроме" (1914), "В Нескучном саду" (1915), "Яблони в мае" (1917). Работы поступили из санатория, они были списаны по состоянию сохранности и подлежали уничтожению. Теперь работы отреставрированы и являются украшением коллекции музея.

После общей исторической части Челябинский музей представляет творчество своего художника-земляка Н.А. Русакова. Его работа "Мархаба, звеньевая сложной молотилки колхоза имени Кагановича" (1937) уже выставлялась на выставке в Третьяковской галерее в 1939 году. Но в 1941 году художник был арестован за антисоветскую пропаганду и расстрелян. В 1957 году Русаков был реабилитирован. Сегодня на выставке в Москве представлено 21 произведение живописи и графики художника. Московская публика впервые так широко познакомится с творчеством выдающегося челябинского мастера. Русаков - ученик Фешина, он учился в Казанской художественной школе. Потом молодой художник продолжил образование у К.А. Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. После завершения учебы преподавал рисование в Москве. Для расширения художественных впечатлений Русаков путешествовал по восточным странам, он побывал в Турции, Египте, Ираке, Индии, Бирме, Вьетнаме, Китае, Японии. В революционное время художник с женой вернулся в Челябинск. В родном городе Русаков преподавал, оформлял город к советским праздникам, участвовал в выставках. Живописец оказал значительное влияние на формирование художественной среды города. Экспозиция работ Русакова в Третьяковской галерее - дань памяти мастера.

Подробнее о судьбе художника можно узнать из каталога выставки. Статьи в книге написала - Г.С. Трифонова, ведущий научный сотрудник музея, кропотливый исследователь, автор многочисленных статей по истории искусств (Н. Трегуб)

Источник