Огненные узоры Златоуста история и современность Уральского украшенного оружия

30.09.2008
    Со времен правления Петра Великого ему придавалось первостепенное значение – строительство и оснащение флота, как и реорганизация армии в годы правления Петра I требовали немалых финансовых вложений и поиска мест для производства оружия. Так появляются в XVIII столетии российские оружейные производства  в Тобольске, Туле, на Олонецком и Сестрорецком заводах. Но уже к XIX веку на этих предприятиях возникает дефицит чугуна, стали, железа, меди. Тогда взоры многих обратились к Уралу как краю, где имеется много «зело добрых руд из магнита».
    И уже в 1807 году император Александр I именным указом приказывает Сенату, ввиду большой потребности в оружии, «отыскать… удобные для сего предмета места по рекам Чусовой, Тулве, Сылве, Кильмесе», а затем «немедленно приступить к устроению завода, который мог бы со временем выделывать ежегодно от 50 до 75 тысяч огнестрельного и белого оружия».
    «Белым» называлось клинковое оружие с искусной орнаментальной гравировкой и золочением, служившее и ценной наградой за ратные подвиги, и атрибутом социального статуса и власти, и предметом сословной гордости, передаваемым от отца к сыну, и желанным предметом коллекционирования, бережно хранимым раритетом.
    В 1815 году в молодом городе Златоуст на Южном Урале Высочайшим Указом была основана оружейная фабрика. Именно это событие положило начало зарождению одного из основных центров по производству холодного украшенного оружия в России. Здесь, в Уральских горах, было создано производство холодного оружия, не уступающее лучшим европейским оружейным заведениям Германии в городах Пессау и Золинген. Выдающийся русский металлург П.П.Аносов позже оценил правильный выбор места под будущий завод: «Златоустовский завод может гордиться тем, что сама природа как бы предназначила сие место для построения завода».
    Первыми учителями и наставниками златоустовцев были оружейники из Германии, мастера  именно золингенского производства. Высокая квалификация, опыт и знания немецких оружейников, и прежде всего тех, кто работал в Золингене – вот что в конечном счете определило выбор российского правительства. Самыми известными для потомков стали Шафы – династия  потомственных мастеров «белого» оружия. Под началом Вильгельма Шафа азы оружейного искусства постигали талантливые уральские мастеровые Иван Бушуев и Иван Бояршинов, вошедшие в последствии в Историю отечественного оружейного дела как самые выдающиеся художники-граверы России. Они создали свой неповторимый стиль декорирования оружия, который впоследствии стали называть «златоустовским».
    Новый стиль значительно отличался от стиля учителей. Златоустовские мастера разработали совершенно новую технологию нанесения рисунка. Вместо традиционного механического  нанесения его гравировальной иглой  уральские граверы предпочли свободный рисунок кистью с глубоким травлением его кислотой; вместо разрозненных изображений военной атрибутики -  крупные живописные изображения с пышной орнаментикой и разнообразной цветовой палитрой – синение, серебрение, золочение в сочетании с приемами инкрустации природными минералами.  В результате, заимствованная технология приобрела  уникальные национальные черты. На смену традиционным для Европы  аллегорическим сюжетам и сухим геральдическим рисункам пришли динамичные батальные сцены и  «живые» мотивы богатой русской природы.
    Так на Златоустовской оружейной фабрике начался «русский век», а вскоре еще одним Высочайшим Указом ей была отдана «монополия на производство белого оружия в Российской империи». В разные годы здесь создавала свои шедевры целая плеяда талантливых мастеров: династии Бушуевых и Тележниковых, Иван Бояршинов, Федор Стриженов, Архип Лепешков, братья Черепановы.
    Новый этап в истории златоустовского оружейного промысла открывает приход на фабрику в 1817 году Павла Аносова. Именно ему принадлежит открытие «русского рецепта» легендарного восточного булата в результате многочисленных и упорных экспериментов по улучшению оружейных сталей. П.П.Аносов видел в булате «наиболее совершенное состояние стали», и, впервые в истории металлургии применив для определения структуры металла микроскоп, он добился наилучшего сочетания твердости и вязкости металла в производстве литого булата. Производство  высококачественного литого булата по методу П.П.Аносова вскоре достигло промышленных масштабов. А с 1819 года Горный департамент начинает передавать  «для сохранения в Музеуме Корпуса» лучшие образцы оружия, «выделанного на фабрике». Многие из них до сих пор хранятся в Горном музее и Музее военно-морского флота в Санкт-Петербурге.
    Изготовление оружия начиналось в стальном отделении с получения высококачественного металла для клинков. Сталь, предназначенную для изготовления оружия и тонких инструментов, ковали в ленты, сортировали, складывали в куски, сваривали в брусок, рассекали на две части и снова сваривали. Полученная после этих операций сталь называлась двухвыварной и употреблялась преимущественно  на отковку клинков. Этот цех называли цехом рафинированной стали.
    Затем бруски рафинированной стали, соединенные для удобства ковки в болванки-кованцы, поступали в клинковое отделение. В клинковом отделении производилась ковка, закалка, точка и полировка клинков, ножен солдатского и офицерского оружия, деталей к сабельным эфесам, а также отделка саперных ножей. По-особому проходила ковка пехотной и конной шпаги, палаша, сабли с медным или железным эфесом. Готовые изделия передавали для осмотра браковщику, после чего клинок поступал в дальнейшую обработку, называемую закалкой.
    Для закалки использовали специальный ящик, через который протекала ключевая, а значит, постоянно холодная вода – нехитрое изобретение горного начальника С.П.Татаринова. Искусство закалки заключалось в нагревании стали до температуры меньшей, нежели при ковки. Назначение изделия определяло меру нагревания, а признаком для определения этой меры служил появляющийся при закаливании цвет металла – желтый, фиолетовый, синий и зеленый. Желтый цвет означал самую малую, а зеленый – наивысшую степень отпуска нагрева, при которой упругость металла начинала уменьшаться.
    Закаленные клинки принимал от мастеров браковщик, годные из них помечал своим клеймом. Затем их отправляли в заточку.
    В цехе точки и полировки полировали клинки и ножны дважды: первый раз с наждаком и конопляным маслом, во второй – с углем, как правило, сосновым. После каждой операции клинки подвергали «пробе» и «испытанию», выдержавшие испытание клинки поступали в эфесное отделение.
    Обязательной операцией при изготовлении всех видов оружия является изготовление рукояти, или эфеса. Поэтому следующий этап работы проходил в эфесном отделении, где мастера отливали медные эфесы, золотили также проволоку, скручивали и навивали ее на черенок, затем присаживали клинок к эфесу, отливали крючок к устью, золотили готовое устье и наконечник (для пехотных шпаг и палашей). Ножны для оружия делались из различных материалов: для кавалерийских сабель и палашей – железные, для драгунских сабель и пионерских тесаков – деревянные, оклеенные кожей, с медной оправой.
    Сабли, шашки, палаши и кортики, изготовленные в Златоусте, вплоть до двадцатых годов прошлого века были на вооружении в русской, а затем и в советской Красной Армии. Златоустовские клинки были также ценным наградным оружием, которым отличали заслуги перед Отечеством воинов, ученых, государственных и политических деятелей России. В 1824 году златоустовский клинок преподнесли Императору Александру I, во время его визита на Урал. А через несколько лет специально для наследника российского престола, Великого князя Алекандра Николаевича, Иван Бушуев «со товарищи» создали уникальное по своим художественным и технологическим достоинствам изделие – полный рыцарский доспех с применением всего многообразия декоративных приемов отделки стали.
    Клинки, произведенные Златоустовской оружейной фабрикой, входят в сокровищницу ведущих оружейных коллекций страны. Изделия златоустовских мастеров можно сегодня увидеть в экспозициях Оружейной палаты Московского Кремля и в Арсенале Царского села, в залах Государственного Эрмитажа в Петербурге и Всероссийского Музея декоративно-прикладного и народного искусства в Москве, в Артиллерийском и Государственном историческом музеях, в Политехническом музее, Музее Военно-морского флота и во многих других собраниях.

Сегодня украшенное оружие – визитная карточка Златоуста.

    Современный Златоуст известен и как центр художественной промышленности, специализирующейся на выпуске разнообразных утилитарных предметов, в украшении которых ведущая роль принадлежит златоустовской гравюре. История Златоуста, по сути, представляет собой историю развития как оружейного искусства, так и искусства художественной гравюры на металле. Причем, в отличие от оружейного искусства, массовое производство которого во второй четверти ХХ века постепенно прекращалось, златоустовская гравюра на стали в ХХ столетии продолжала свое поступательное развитие. В 1920-1930-е годы гравюра стала появляться не только на уникальных заказных и выставочных произведениях, но и на разнообразных изделиях массовой культуры – столовых приборах, ножах для разрезания бумаги, корпусах часов, тарелочках, вазочках, бокаллах и стаканах, рамах для фотографий и письменных приборах и т.д.
    Итогом этого процесса явилось то, что в советское время златоустовская гравюра приобрела статус народного искусства и стала одним из видов художественной промышленности страны. Одним из наиболее интересных результатов этой творческой деятельности стало появление нового вида златоустовской гравюры – «живописи на металле», воспроизводящей с помощью светотеневой моделировки цветными никелевыми полутонами живописные эффекты пейзажей известных художников.
    Новый этап развития златоустовской гравюры наступил в постсоветское время. Важнейшим направлением стало обращение к классическим традициям этого жанра – гравюра как редкий вид художественной обработки металла. Это неизбежно привело к истокам возникновения искусства златоустовской гравюры – к возрождению оружейного искусства.
    Сегодня в России производство клинковых изделий активно развивается как самостоятельная отрасль, и Златоуст занимает в ней одно из лидирующих мест.
    Ведущим направлением в оружейной специализации Златоуста остается художественное клинковое оружие, украшенное гравюрой на металле. Его производством в городе сегодня заняты более  30-ти предприятий малого бизнеса. Благодаря поколению профессиональных художников и опытных мастеров златоустовской гравюры на стали,  молодые предприятия начала 1990-х годов сохранили атмосферу живого творческого поиска. Им принадлежит заслуга разработки образцов новых оригинальных златоустовских изделий, появление которых сразу стало заметным явлением в современном отечественном декоративно-прикладном искусстве.
    Важнейшую роль в становлении и развитии златоустовского художественного оружия в последнее десятилетие ХХ века сыграли два наиболее значительных предприятия Златоуста – Мастерские декоративно-прикладного искусства «ЛиК» и Художественная мастерская «Практика», организованные в 1990 – 1991 годах.