Несравненная «Елизавета Алексеевна»

06.12.2016

Принцесса Луиза Мария Августа родилась в 1779 году в небогатой семье Карла Людвига Баденского. Ребенком, была мала и слаба (много лет спустя Николай Карамзин сказал по этому поводу Елизавете Алексеевне: «Вы сомневались, принять ли жизнь»), получила достойное образование, блестяще говорила по-французски. Помимо основных европейских языков принцесса изучала географию и историю, основы философии, немецкую и всемирную литературу.

В 1790 году на принцессу обратила внимание императрица Екатерина II, желавшая женить своего старшего внука Александра. Она поручила графу Николаю Петровичу Румянцеву «присмотреть внешнее обличье», а так же «воспитание, нравы, и душевные дарования» одиннадцатилетней Луизы-Августы. Отзыв графа – «Я ничего не видывал прелестнее и воздушнее ее талии, ловкости и приятности в общении» - устроил Екатерину.

В 1793 году Луизу, четырнадцати лет, обратили из лютеранства в православие, нарекли Елизаветой Алексеевной, обручили с Александром Павловичем и сыграли свадьбу. То был счастливый и краткий период жизни Елизаветы.

Очень молодая и застенчивая супруга будущего Российского императора была поражена великолепием и пышностью русского двора, но, в то же время, и напугана постоянными интригами, которые велись с холодным расчетом и жестокостью.

Семейная жизнь Елизаветы Алексеевны не сложилась счастливо: ранняя смерть детей, двух девочек, неверность мужа, интриги матери Александра, Марии Федоровны…

Елизавета осталась в памяти современников своими благотворительными стараниями. Отказавшись, как того требовала христианская добродетель, от внешних почестей и блеска, императрица Елизавета Алексеевна уделяла много времени и внимания делам благотворительности, в чем находила искреннюю радость и утешение. При деятельном ее участии возникло женское патриотическое общество. Взяв под свое покровительство сиротский приют и несколько школ в Петербурге, особое внимание она уделяла Царскосельскому лицею.

Юный лицеист Александр Пушкин впервые увидел Елизавету в Царском селе, куда с визитом она приехала с супругом Александром I. Простота, задумчивость в глазах и бесспорное очарование пленили Пушкина до того, что он именно ей посвящал свои первые поэтические опыты.

Я, вдохновенный Аполлоном,

Елисавету втайне пел.

Небесного земной свидетель,

Воспламененною душой

Я пел на троне добродетель

С ее приветною красой.

Любовь и тайная свобода

Внушали сердцу гимн простой…

Уход из жизни Елизаветы оставил после себя множество загадок, он случился в 1827 году, недолгое время спустя после не менее загадочной смерти ее супруга-императора.

Французский художник-академист Жан-Лоран Монье (1743 – 1808) выполнил ряд портретов королевы Марии-Антуанетты. В эпоху Великой французской революции придворный художник, спасаясь, эмигрировал, и через несколько лет оказался в России.

На парадном портрете в полный рост изображена Елизавета Алексеевна. 28 лет, четыре года как она является супругой императора России. Ее правая рука легко опирается на стоящее рядом кресло, а левая поддерживает платье, отстраняя зеленую мантию, отделанную горностаем. Тонкое кружево открытого ворота контрастирует с орденом Святой Великомученицы Екатерины первой степени. Царственная осанка не скрывает живой грации и естественности. Светлые вьющиеся волосы причесаны по-гречески, собраны лентой голубого цвета и венцом. Фоном служит условная арка, сквозь которую видна стрелка Васильевского острова со зданием Биржи и ростральной колонной.

Портрет Елизаветы Алексеевны был написан по заказу семьи Строгановых в 1805 году. Если быть точным, Жану Лорану Монье заказали двойной портрет царственных особ: Елизаветы и ее супруга Александра I.

С момента написания, двойной парадный портрет находился в Строгановском дворце, ставшим после октябрьской революции музеем, вплоть до 1925 года. В этом году царственная «семья» была разлучена: «Александр» был перемещен в Эрмитаж, а «Елизавета» отправилась в Третьяковскую галерею. После нескольких десятилетий томления в запасниках столичного музея, в 1953 году, портрет Елизаветы Алексеевны был извлечен и отправлен в провинциальный художественный музей – Челябинскую Картинную галерею.

С середины 1970 – х. годов картина неизменно находится в постоянной экспозиции Картинной галереи, ныне – Челябинского государственного музея изобразительных искусств.

 

Светлана Судья

Публикация для газеты «Молодой учитель»