Наталья Махновская: "Батальная сцена Яна ван Хухтенбурга".

05.11.2015

          

«Батальная сцена» (Ж-481; холст, масло; 43х58 см) поступила в коллекцию ЧГМИИ из Государственного Исторического музея в 1960 г., как картина неизвестного художника западной школы XVIII в. Позднее была отнесена к фламандской школе XVII в. С такими данными картина бытовала до недавних пор.

Исследуемый памятник происходит из имения графини С.И. Чернышевой-Безобразовой в Яропольце, о чем свидетельствует владельческая марка на обороте холста. Слева внизу на обороте холста – бумажная этикетка с фиолетовым овальным чернильным штампом:   «КОНТОРА ЯРОПОЛЕЦКАГО ИМЪНIЯ ЕЯ СIЯТЕЛЬСТВА ГРАФИНИ С.И. Чернышевой-Безобразовой».

Софья Ипполитовна, урожденная Чернышова-Кругликова, является потомком Ивана Григорьевича Чернышева (1727-1797), наследовавшего Ярополец от бездетного брата Захара Григорьевича Чернышева. З.Г. Чернышев – приближенный Екатерины II, московский генерал-губернатор создал в Яропольце родовое майоратное имение. Графиня С. И. Чернышева-Кругликова вышла замуж за А.Ф. Безобразова в 1887 году, муж унаследовал титул и майорат. Имением супруги владели вплоть до 1917 года. Информация об имении и его владельцах любезно предоставлена сотрудниками Ярополецкого краеведческого музея. Следовательно, картина находилась в имении Ярополец Волоколамского уезда Московской губернии в период с 1887 по 1917 г.

Ярополецкое имение очень пострадало в годы Великой Отечественной войны и сейчас находится в руинах. После Октябрьской революции оно было национализировано, художественные коллекции и документальный материал собрания разошлись по разным музеям. Много предметов было вывезено в Государственный Исторический музей, в т.ч. усадебный архив, который до сих пор не разобран и недоступен для изучения. Известно, что в 1883 году была составлена опись картин, находившихся в помещении усадебного дворца, но в ней зафиксировано только количество полотен (всего 157) по комнатам без указания описания и авторов.

Из текста от 17 ноября 1773 г. высочайшего разрешения Екатерины II на майоратное владение З. Г. Чернышева известно, что «…ничего наималейшего из них [имений] ни продать, ни заложить…». Из чего можно сделать предположение, что исследуемая картина входила в имущество майоратного владения и следовательно находилась в Яропольце с 1773 года. Но т.к. архивные документы для изучения недоступны, а опись 1883 года не проясняет ситуацию, соответственно, проследить историю бытования картины до 1887 года пока не представляется возможным.

Картина дублирована, имеет следы реставраций, помытостей и записей, авторские кромки не сохранились. Работы по дублированию холста проводились в XIX  веке, на это указывают загрязнение холста, гвозди старого образца, владельческая бумажная марка графини С.И. Чернышевой-Безобразовой и сургучная печать. На обороте холста в правом верхнем углу – коричневая круглая сургучная печать, в ней равнобедренный треугольник с выемками по каждой стороне; по кругу надпись по-русски: «…ристова 2 Стана*Печать Волоколам…»

Картина среднего формата, написанная в холодных сдержанных тонах. Большую часть холста занимает изображение голубого облачного неба. На заднем плане виднеются горы. На среднем плане  ̶  дымящиеся городские постройки, правее  ̶  собор. Весь передний план занимает сцена ожесточенного боя вооруженных всадников. Классический пейзаж с кулисой слева в виде изящно написанных деревьев.

Прояснить вопрос с авторством позволило сравнение ее с полотном «Битва при Рамильи между французами и союзниками 23 мая 1706 года» 1706-1710 годов (Рейксмузеум, Голландия) голландского художника Яна ван Хухтенбурга. Сюжет, композиционное построение, специфика изображения фигур лошадей и всадников которой очень близки к челябинской батальной сцене. В картине из Рейксмузеума тот же высокий горизонт, трехплановое деление пейзажа, кулиса из деревьев слева и батальная сцена на переднем плане.

Несомненно сходство обоих произведений, мы нашли порядка десяти совпадений в изображении стаффажа, их поз и жестов. Обычно у каждого художника есть свои любимые приемы в изображении стаффажных фигур и композиционные находки, которые он варьирует и повторяет из картины в картину.

Картина Яна ван Хухтенбурга из Рейксмузеума «Битва при Рамильи» относится к циклу изображения битв в «Войне за испанское наследство 1701-1714 годы». Военные действия происходили во Фландрии и на Рейне, в Италии, Испании, Португалии, Североамериканском континенте и в Вест-Индии.  К сожалению, мы пока не смогли точно идентифицировать топографию места и войска каких стран участвуют в челябинской баталии. И относится ли исследуемый холст к «Войне за испанское наследство». Возможно это вариация на военную тему. Все это предстоит нам узнать в будущем. Но судя по особенностям архитектуры храма на среднем плане, мы предполагаем, что действие происходит в Северной Европе.

Известно, что в галерее Сабауда в Турине хранится серия битв в «Войне за испанское наследство» Яна ван Хухтенбурга: «Битва при Зента» (1697), «Битва при Кьяри» (1701), «Битва при Луззара» (1702), «Битва при Бленхейме» (1704), «Битва при Кассано» (1705), «Битва в Турине» (1706), «Битва при Ауденарде» (1708), «Битва при Мальплаке» (1709), «Битва при Петроварадин» (1716) и «Битва в Белграде» (1717), которые он написал для принца Евгения. Голландские специалисты Питер Рулофс (Риксмузеум) и Бернард Вермет (Нидерландский институт истории искусств) согласились, что наша баталия  принадлежит кисти самого Яна ван Хухтенбурга.

На холсте внизу справа имеется фрагмент подписи художника, исполненной коричневой лессировочной краской. Подпись разорвана грунтовым кракелюром, что определено экспертом-технологом, искусствоведом, реставратором Т.В. Максимовой. Четко читается только латинская заглавная «H». Инфракрасная фотография подписи выявила часть подписи «Haug…» или «Houg…». Выражаем признательность ИГНИ УрФУ  имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург) за проведенную макро- и инфракрасную съемку исследуемого памятника. Остальная часть подписи видимо утрачена вместе с авторской живописью, расположенной по краям холста, в процессе бытования картины. На экспертизу подпись была отправлена старшему хранителю из Маурицхейса, специалисту  по живописцам-баталистам круга Воуверманов Квентин Бувело, который  подтвердил нам, что фрагмент подписи принадлежит Яну ван Хухтенбургу.

Ян (Йохан) ван Хухтенбург (Jan van Huchtenburgh/Hugtenburg), голландский художник-баталист, гравер и торговец картинами родился в 1647 году в Хаарлеме, умер в 1733 году в Амстердаме. Учился у Томаса Вийка. В 1667 году ездил в Рим, где посетил своего брата Якоба, в том же году уехал в Париж. Там он работал на гобеленовой мануфактуре под руководством Шарля Лебрена и Адама ван дер Мейлена. Работал и путешествовал вместе с художниками Авраамом Геноелсом и Адрианом Франсом Будевинсом. В 1670 вернулся в Хаарлем, женился на Элизабет Моммерс. Хухтенбург был на службе у принца Евгения Савойского в Италии. Он написал десять больших баталий с 1697 по 1717 с победами Принца Сайвойского (хранятся в музее в Турине; маленькие повторения в Поммерсфельде). Картины были гравированы и издавались в виде брошюр в 1720 и 1729 годах в Гааге. Художник также был временно на службе у курфюрста Иоганна Вильгельма Пфальцского. Дирк Мас и Ян Винсент ванн дер Винне были его учениками и подражателями. Хухтенбург в основном писал батальные сюжеты, сражения, воинские части, бои всадников, сцены ограблений или охот. Работал под влиянием Ван дер Мелена и Филипа Воувермана. Хухтенбург несколько раз писал стаффажные фигуры в картинах Геррита Беркхейде и Изака де Мушерона.

Произведения братьев Хухтенбургов редки в российских собраниях. В ГМИИ им. А.С. Пушкина «Кавалерийское сражение» отнесено к авторству Яна ван Хухтенбурга со знаком вопроса, ранее картина считалась произведением Питера Ваувермана. В Эрмитаже хранится несколько картин Яна ван Хухтенбурга: «Привал разбойников»; «Битва всадников в лесу»; «Портрет всадника и его семьи» и «Конюшня». Хранитель голландской живописи XVII века Государственного Эрмитажа Ирина Соколова, согласилась с нашим выводом об авторстве Яна ван Хухтенбурга. Зав. отделом научно-технической экспертизы памятников Государственного Эрмитажа А.И. Косолапов, занимаясь сравнением рентгенограмм челябинского памятника и оригинальных работ из Государственного Эрмитажа Хухтенбурга подтвердил, что стилистически картина соответствует авторству Яна ван Хухтенбурга.

В дальнейшем исследования памятника будут продолжены  с привлечением технико-технологической экспертизы во время его реставрации.