Картин.net: забытые шедевры

27.01.2011

Сайт Сhelyabinsk.ru открывает новую рубрику 2011 года – «Картин.net». Цель проекта – рассказать о шедеврах, хранящихся в запасниках Челябинского областного музея искусств, и продемонстрировать их читателям. Многих картин и предметов искусства, о которых пойдет речь в этой рубрике, челябинцы не видели никогда.

В июне 2010 года Челябинской картинной галерее (ныне Челябинский областной музей искусств) исполнилось 70 лет. Сегодня в его фондах хранится около 15 000 экспонатов, при этом музей может показать посетителям менее одного процента всех сокровищ.

Об этом в интервью нашему сайту рассказал директор Челябинского областного музея искусств Станислав Ткаченко: «Если говорить образно, то уже много лет назад картинная галерея выросла из одежки 1950 года, именно тогда она переехала в одно из красивейших исторических зданий города – бывший пассаж Яушевых. Сегодня эта одежда ей так тесна, что трещит по всем швам. У нас нет выставочных площадей – из почти 15 000 экспонатов мы можем показать лишь менее одного процента. Картинная галерея по сути превратилась в фондохранилище».

Это в какой-то степени подтверждается историей, произошедшей однажды с картиной Александра Дейнеки «На женском собрании», о которой сегодня пойдет речь. Ради того, чтобы познакомиться с полотном одного из самых ярких художников советской эпохи, создавшего образ идеального человека идеальной страны, в Челябинск была готова приехать американский искусствовед Кристина Кайер. Но ей пришлось отказать, так как картину в тот момент просто невозможно было извлечь из фондохранилища, для этого нужно было вынести сотни полотен...

Биография с уголовным прошлым

Надо сказать, что судьба нашей картинной галереи начиналась обычно – в 1939 году первый съезд художников Челябинска принимает решение о ее создании, а в июне 1940 года она открывает двери для первых ценителей искусства. Примечательно, что разместили коллекцию картин и предметов искусства в здании храма Александра Невского.

Но само время вносит в историю картинной галереи трагическое развитие. В августе 1941 года облисполком принимает решение о ее ликвидации, потому что здание храма Александра Невского отдается под архивы НКВД, вывезенные из центра России. К тому времени в собрании картинной галереи насчитывается уже около 400 произведений искусства, в том числе 106 картин и графических листов из Русского музея, которые прибыли в Челябинск накануне войны и даже не были распакованы. Все это передается краеведческому музею.

Однако вскоре и краеведческий музей, принявший на хранение экспонаты картинной галереи, лишается своих складов, подвалов, а затем и крыши над головой. Картины перевозятся из подвала в подвал. В результате многочисленных переездов коллекции часть работ была утрачена бесследно (из 106 произведений Русского музея потеряно 20). Очевидцы потом рассказывали, что видели полотна из Русского музея даже в каптерках. Они были покрыты налетом сажи и грязи.

«После войны было возбуждено уголовное дело о расхищении галереи, – рассказала Chelyabinsk.ru искусствовед, кандидат исторических наук Галина Трифонова. – Я изучала его в 2000 году, когда писала кандидатскую диссертацию. Оказывается, никто лично, после того как решением облисполкома галерея была ликвидирована, не нес ответственности за художественные ценности. Это случилось оттого, что все сотрудники галереи были уволены и даже не ставился вопрос, что кто-то должен за ценности нести ответственность. Все бросили на директора краеведческого музея Ивана Гавриловича Горохова, который был просто не в силах сохранить это. Он даже не располагал такими полномочиями. Не было составлено даже нормального акта сдачи-приемки экспонатов – все свершилось по законам военного времени, без соблюдения юридической стороны вопроса. А после войны директору музея предъявили обвинения, он был осужден. Спасла его лишь амнистия в связи с Победой».

Жизнь галереи возобновилась в 1952 году, ей было предоставлено здание бывшего магазина братьев Яушевых, где она и находится по сей день. С этого времени коллекция постоянно пополнялась. Ей через министерство культуры передавались экспонаты столичных музеев: Пушкинского, Третьяковки, Музея Востока...

Еще в 1938-39 годах по предложению основателя галереи и ее первого директора Леонида Клевенского будущий Челябинский областной музей искусств начинает покупать лучшие работы местных и уральских художников, эта политика начала возрождаться в конце 60-х. А в 80-х искусствоведы музея, чтобы пополнить коллекцию, едут в мастерские художников Москвы и Ленинграда, в Прибалтику, на Кавказ...

Коллекция растет, а площади музея остаются прежними. Постепенно под хранилища отдается часть выставочных площадей, другого места для хранения просто нет. И возможности южноуральцев увидеть накопленные богатства во всей их полноте все сужаются. Сегодня многие почитатели искусства не имеют ни малейшего представления о самом, пожалуй, богатом пласте коллекции областного музея – собрании произведений художников ХХ века. Негде развернуть даже небольшую постоянную экспозицию работ этого периода, хотя изначально галерея возникла именно как музей современного искусства. С рассказа об этой части коллекции мы и начинаем проект.

Великий романтик соцреализма

В канун нового года в Челябинском областном музее искусств открылась выставка советской живописи 30-50-х годов ХХ века «Иллюзии реализма». В числе работ – единственное в коллекции музея живописное полотно одного из самых значительных художников эпохи социализма Александра Дейнеки (1899-1969 гг).

Александр Дейнека «На женском собрании». 
1937 год. Холст, масло.170x265 см.
Челябинский областной музей искусств

«Он был великим романтиком, – рассказывает научный сотрудник Челябинского областного музея искусств, куратор выставки Наталья Козлова. – И искренне полагал, что «нет более благородной задачи для художника, чем показать красоту нашего завтрашнего дня». Его оригинальный талант был востребован властью, но ни общественное признание, ни высокие награды не защищали художника от нападок и обвинений в «формализме» и в 30-е, и в 50-е годы».

В мировую и отечественную историю искусства вошли «Оборона Петрограда» (1918 г.), «Мать» (1932 г.), «Футболист» (1935 г.), «Будущие летчики» (1937 г.), «Оборона Севастополя» (1943 г.) и многие другие картины художника. Картина «На женском собрании», которая хранится в фондах нашего музея, была написана Александром Дейнекой в 1937 году и представлена на выставке «Индустрия социализма» (Москва) в 1939-ом. В коллекцию челябинского музея она была передана в 1952 году дирекцией художественных выставок и панорам.

Примечательно, что это был особенный период в творчестве Дейнеки. Картина написана после путешествия художника по Америке и Европе. «Эта работа по цветовой культуре близка к фреске с ее приверженностью к чистым, прозрачным тонам, – продолжает Наталья Козлова. – И, несомненно, она отражает интерес художника к классике, к теме классического искусства как живого наследия, включенного в современную жизнь. Мы видим стройный образ ордерной архитектуры интерьера, слепки античных рельефов знаменитой битвы греков с амазонками. При этом Александр Дейнека воплотил в картине новый жизнеутверждающий эстетический идеал эпохи. Художник, умевший видеть «классово», уловил остроту момента, когда отечественная легкая промышленность решила повернуться лицом к соотечественникам и предложить им образцы «советской» моды. Дейнека превращает свое полотно «На женском собрании» в большой показ платьев и модных туфель.

Этой работой художник продолжил и развил тему женской эмансипации, начатую еще журналом «Безбожник у станка». Но если в 20-е годы было важно освободить женщину от кабалы кухни, от «привязанности» к дому, то в 30-е – необходимо стало показать ее «включенность» в социальную жизнь страны. И картина стала прекрасным образцовым подтверждением произошедших перемен».

 

Однако любопытно, что композиционной основой картины «На женском собрании» стал ранний рисунок художника «Женская доля» для журнала «Безбожник у станка» 1926 года.

Это позволяет сделать вывод, что Александр Дейнека не изменил принципам композиционно-пластического построения, которые, как монументалист, считал самым важным в произведении: «Люблю красивые силуэты и ясные композиционные членения, контрасты плоскостей и объемов, матовые поверхности и легкие прописи на холстах».

 

Стройные женские фигуры размещены ритмическими группами на переднем плане картины. И выделены еще два линейно-пространственных плана: ряды сидящих женщин и балкон, заполненный участниками собрания. Все это подчеркивает композиционный принцип художника.

 

«Авторство Александра Дейнеки без труда узнается здесь по стилистической определенности: по своеобразному спортивному типу женщин, отмеченных душевным здоровьем, внешней красотой и физической мощью, – подчеркивает Наталья Александровна. – Именно этот тип был для него воплощением образа современного человека».

 

Надо сказать, что эта картина все-таки довольно часто покидает стены музейного хранилища для участия в выставках. И не только челябинских. В 1980 году, по случаю 80-летия художника, она экспонировалась на выставке в Академии художеств (Москва), затем в Ленинграде и неоднократно – в Челябинске. Картина недавно вошла в альбом живописи, который издан к 110-летию художника.

Однако имя Александра Дейнеки связано с Челябинском не только посредством этого полотна. По эскизам художника в начале 50-х были выполнены монументальные росписи в Челябинском театре оперы и балета, которые сохранились до наших дней и будут включены в третий юбилейный альбом, посвященный монументальным работам Александра Дейнеки. Есть даже свидетельства, что художник сам приезжал в Челябинск. Он придавал большое значение произведениям большого стиля и считал, что именно по ним и по произведениям искусства вообще потомки будут судить об ушедшей эпохе.

Cветлана СИМАКОВА



Оригинал материала: http://chelyabinsk.ru/text/picturenet/356511.html