Яркий празник акварели

03.02.2006

Красота…
    До закрытия музея оставалось около получаса. Посещение перед закрытием, когда в зале почти уже нет людей, всегда создает особое чувство единения с художником и его творениями. Редкие шаги слышно очень отчетливо…
     «Как живые! Ты посмотри» - воскликнула молодая женщина, обращаясь к идущему рядом с ней мужчине, взглянув на картину «Розовый куст в китайской вазе». И действительно, восточный орнамент на темно-синей вазе (кажется, что если картину потрогать, почувствуешь фарфор), ветка, которую едва видно за яркими оранжево-розовыми цветами. Есть, чему подивиться.
    В зале картинной галереи Музея искусств проходит выставка «Мастер и ученик. Школа акварели Сергея Андрияки». Выставка, притянувшая в здание музея большое количество людей.

 andr2.JPG
 andr3.JPG


    Многие подолгу рассматривают акварель «Ливень». Кажется, что в этой картине совершенно свободно гуляет ветер – рожь он клонит в одну сторону, дерево – в другую, и все что ни есть, ливень заставляет видеть будто бы через мутное стекло. Картина Сергея Николаевича открывает иное пространство,чаще всего недоступное городскому жителю в его торопливой и сумбурной жизни. А картин много. И переходя к следующей, снова попадаешь в другой мир: цветочные натюрморты, пейзажи – и во всем богатство красок и образов.
Кажущаяся незамысловатость тем и легкость стиля работ-  результат долгого труда.

    andr4.JPG


И мастер, и учитель
    Каждую из акварелей могут рассматривать не более двух человек одновременно, потому что каждый из них по неведомой причине находится буквально в двух-трех сантиметрах от стекла. Дальнозоркость? Вовсе нет. После того, как человек подивился красочности картины, ему хочется всмотреться, понять, как положены  мазки. И убедиться, что это все-таки акварель, но столь похожая на живопись маслом или, например,  гуашью. И здесь можно столкнуться с двумя неожиданными открытиями: вы не обнаружите на бумаге следов карандаша (изображение создано без подготовки), зато мест, которых вовсе не коснулась кисть – хоть отбавляй.
    По словам специалистов- искусствоведов, отсутствие карандашного наброска – отличительная особенность картины при создании ее многослойным наложением акварельной краски. Сергей Андрияка он возродил этот истинно академический метод, позабытый с XVIII века. Причем не тронутая кистью основа является стилистической особенностью, любимой многими акварелистами. По мнению, Наталии Александровны Козловой, оттенок  цвета основы начинает включаться в образ и активно на него воздействовать.
    Однако эти «пропуски» есть далеко не во всех акварелях – более поздние (2005-2006 года) не то что бы насыщены цветом ,они переполнены им. Это связано с тем, что увлекшись в середине 90-х годов акварелью, Сергей Николаевич сперва писал так, как традиционно было принято в конце XVIII - начале XIX веков. Но в 1999 им была создана Московская государственная специализированная школа акварели, в рамках развития которой Сергей Андрияка всеми силами стремится к возрождению духа академизма.
    Благодаря творчеству Сергея Николаевича вы имеете возможность наблюдать акварели в «широкомасштабном формате», потому что именно ему, в совершенстве овладевшему техникой многослойной акварели, показалось мало альбомного листа – он расширил этот листок до размеров «среднестатистической» картины, написанной маслом. больше свободы художника – больше радости для зрителя, в чем вы сами можете убедиться.
    На открытии выставки педагогом московской  школы акварели -Беседновой Наталией Владимировной был проведен мастер-класс; основное правило в ходе проведения: учитель следует за учеником, наблюдая не только движения кисти, но и   движение мысли. При этом индивидуальность учеников не утрачивается, ведь каждый по-своему воспринимает подаваемый материал.

Ах, вернисаж!..
    О творчестве Сергея Андрияки спорят. Некоторые специалисты и художники критически оценивают его акварели. Но с того момента, как в Музее искусств открылась выставка «Мастер и ученик», поток посетителей не иссякает. Люди всегда тянутся к тому искусству, которое искренне. К тому искусству, которое создано с любовью к природе, цветам – жизни, тем радостям, которых так недостает современному человеку, жителю огромного промышленного мегаполиса.
    Остается добавить, что двери картинной галереи (ул. Труда, 92а) открыты:   вас ждет встреча с прекрасным!

Ульяна Чиняева