Есть такая профессия...

01.07.2018

Художник-реставратор Виктор Чичиланов в мастерской.

 

Почему вы решили стать реставратором? Сколько лет работаете по этой специальности?

Я не решал стать реставратором, просто так само получилось - пришел к этому случайно. Я занимался иконописью. Иногда встречались старинные иконы, которые нужно было привести в порядок. Но тогда о реставрации как о серьёзном и профессиональном деле не думал. Не было понимания, что это такое. Просто в руки попадались иконы, которые хотелось привести в порядок. И вот с этого все началось. Но о музее я тогда и не думал. Позже я узнал, что в музее есть профессиональная реставрация, что существуют художники-реставраторы, и заинтересовался этим. Когда мне предложили прийти в музей, тогда и попробовал себя в профессии. Это было 10 лет назад - 10 лет работаю в музее реставратором темперной и масляной живописи.

 

В процессе реставрации

 

В чем суть профессии реставратора? Какова ее цель?

Основной смысл деятельности реставратора умещается в двух понятиях: спасти и сохранить. Спасти произведение от разрушения, которое происходит, и сохранить предмет в хорошем состоянии, зафиксировать его и донести до следующих поколений, как бы пафосно это не звучало. Чтобы люди увидели достояние истории, искусства. Чтобы показать предметы в том виде, в каком их задумал и изготовил автор.

Цель - не приукрасить, а именно сохранить. На профессиональном языке, реставрация - это восстановление, сохранение – это консервация. В этих двух понятиях и раскрывается вся суть профессии.

 

Обеспыливание скульптуры перед выставкой. Художник-реставратор Олеся Царёва

 

Когда и какие предметы вам отдают на реставрацию?

Во-первых, когда предмет разрушается и видно, что его необходимо спасти: осыпается краска, происходят разрушительные процессы, угрожают влага, сырость, грибок. Тогда в экстренном случае предмет реабилитируют.

Во-вторых, когда идет подготовка к выставке. Перед каждой выставкой предмет проходит через реставрационную мастерскую. Даже если предмет отреставрирован, его обязательно осматривают и обеспыливают.

К нам в мастерскую приносят темперную живопись (иконы), масляную живопись (картины, написанные на холсте), графику, скульптуру, особенно каслинское литье, фарфор, глиняные игрушки. Кстати, художественные рамы из позолотных мастерских Петербурга и Москвы – это целое искусство, ручная работа. Такие рамы, как правило, с лепным и резным декором, позолоченные. Они тоже нуждаются в восстановлении.

 

Художник-реставратор Анна Ворошнина

 

Вы реставрируете иконы и масляную живопись. Есть ли различия в их восстановлении?

Общее понятие реставрации одинаково для всего: сохранить, зафиксировать состояние, не дать разрушаться дальше. Но к каждому виду искусства применяют свои технологии. Это зависит от материалов. Иконы написаны на доске, картины, масляная живопись, - на холсте. Краски, как и грунты, разные. Соответственно, и старение этих предметов происходит совершенно по-разному. Дерево рассыхается, ломается, холст может порваться. Масляные краски могут осыпаться, а акварельные краски выцветают на бумаге. Для каждого материала есть свой технологический процесс восстановления.

 

Должен ли предмет после реставрации вернуться к первоначальному состоянию, выглядеть как новый?

Первоначальное, авторское состояние не всегда известно, особенно, если какая-то часть произведения утрачена. Мы можем примерно понимать, где были деревья, камни, но до мельчайших подробностей этого не знаем. Поэтому любое своевольное вмешательство чревато искажением авторского замысла. Дальнейшая научная работа с этим предметом может оказаться неправдоподобной. Можно, конечно, «зареставрировать» до неузнаваемости, при этом используя материалы, которые применял художник в XVIII или XIX веке, чтобы даже рентген не определил вмешательств. Но зачем? Это будет вранье. Основная же задача реставрации – укрепить текущее состояние и не дать дальше разрушаться предмету.

Мы приводим предметы в экспозиционное состояние, чтобы на них было приятно смотреть зрителю. В то же время не скрываем правок. Любой человек видит, что тут затонировано, было реставрационное вмешательство. Зритель замечает, где авторское, а где новое. Научный сотрудник, при изучении произведения, тоже ориентируется на это.

 

Реставрация масляной живописи

 

Несколько лет назад активно обсуждалась история испанской пенсионерки, которая «отреставрировала» церковную фреску, в результате чего изображение Христа стало похоже на неумелый детский рисунок. Есть ли в профессиональной реставрации четко очерченная граница, глубже которой идти нельзя?

Конечно же, есть границы. Нельзя самому что-то делать. Сейчас в интернете каждый человек может посмотреть, как реставрировать икону или картину. Любой, кому достались в наследство от бабушек и дедушек различные предметы, может спокойно найти видео о реставрации и, поверив в свои силы, что-то сделать самостоятельно. Хорошо, если умелец не заденет самое главное - саму живопись, как произошло в этой истории. В таком ракурсе видно, что реставрация – это не так просто. Лучше с подобными вопросами обращаться к профессиональным реставраторам.

Именно поэтому, когда мы проводим мероприятия по открытой реставрации, мы сознательно не делаем этого в формате мастер-класса, никаких секретов не рассказываем. Люди приходят и видят работу реставрационной мастерской как важной части музейной деятельности.

 

Насколько известно, существует правило реставрировать теми же материалами, которыми создано произведение. Возможно ли это сейчас? Реставраторы варят осетровый клей и перетирают в ступке лазурит?

Осетровый клей – классика жанра в реставрации. Изначально люди пользовались тем, что дает матушка-природа. На сегодняшний день этот клей считается одним из лучших клеев животного происхождения. Они бывают -осетровыми, кроликовыми, мездровыми… Для каждого вида работ свой клей. Их используют, потому что там нет химии. Через какое-то время можно эти клеи убрать, не повреждая живопись.

К краскам это тоже относится. Почему принято тонировать живопись акварельными красками? Она обратима, ее можно очень легко убрать без последствий для авторской живописи. Перетертые краски плотнее и сильнее будут воздействовать на авторскую живопись. Конечно, в некоторых случаях необходимо и подобное вмешательство. Но такие вопросы решают на реставрационных советах, где принимают решение, которое, в первую очередь, не должно навредить памятнику.

 

Что самое интересное в вашей работе?

Самое интересное – тайное делать явным. Когда реставрируешь икону, очень интересно, что откроется под потемневшим лаком. Момент, когда убираешь черный слой сантиметр за сантиметром, и постепенно открывается яркость красок.

 

Что необычное вам приходилось реставрировать за годы работы в музее?

Все необычное! Каждый предмет сам по себе необычный.

 

Над чем вы сейчас работаете?

В данный момент идет работа по подготовке к фондовой выставке «Без границ. Отечественная живопись 1920-1930 гг.», которая пройдет осенью. Одновременно задумывается выставка, где будет представлена работа реставрационной мастерской нашего музея. Как готовятся работы к выставкам, как их приводят в порядок: можно будет прийти и увидеть, что скрыто от глаз зрителя. Ведь он видит уже готовую выставку и не думает, что какая-нибудь картина несколько месяцев назад была в совершенно ином состоянии. Эта выставка будет итоговой за последнее десятилетие. Конечно, все за 10 лет не удастся продемонстрировать, но самые показательные, самые интересные работы реставраторов Челябинского музея изобразительных искусств обязательно будут. Также планируются лекции для людей, интересующихся этой темой, и открытая реставрация.